Новые полномочия
После выхода территориальных дирекций инфраструктуры из состава дорог и встраивания их в вертикаль Центральной дирекции инфраструктуры железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» приступили к выполнению функций региональных центров корпоративного управления (РЦКУ). Тем самым решена задача по созданию единого корпоративного представительства компании на конкретной территории. Эта мера должна не только сохранить устойчивость работы сети, но и повысить управляемость, улучшить горизонтальные связи между сформированными в ходе структурной реформы вертикалями.
Основной задачей железной дороги (РЦКУ) теперь является корпоративная и технологическая координация работы подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах магистрали, в целях достижения годовых, среднесрочных и долгосрочных целевых параметров холдинга.
При этом полномочия начальников РЦКУ расширились. В частности, в границах своих дорог им дано право приостанавливать исполнение решений руководителей бизнес-единиц (если они создают угрозу обеспечения безопасности перевозочного процесса), объявлять им взыскания (кроме освобождения от занимаемой должности), давать предложения по премированию, корректировать квартальные показатели производственной деятельности и перераспределять бюджеты подразделений, а также согласовывать изменения в их штатных расписаниях в части численности рабочих (в зависимости от роста или снижения объёма работ).
«В то же время исходя из существующих норм, практик и законодательства в области корпоративного управления начальникам дорог и их первым заместителям принципиально важно помнить об ограниченности возможностей прямого вмешательства в хозяйственную и управленческую деятельность каждого из субъектов взаимодействия в регионе. Речь должна идти именно о координации», – подчёркивает первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.
Он также отмечает, что руководители РЦКУ, чтобы обеспечить решение всех поставленных перед ними задач, должны придерживаться единой логики организации своей деятельности, единой технологии взаимодействия с хозяйствующими подразделениями. В области управления перевозочной деятельностью основой для такой логики должен стать Единый сетевой технологический процесс. Этот документ призван объединить все технологические процессы, реализуемые в производственном комплексе ОАО «РЖД», организовать мониторинг деятельности участников эксплуатационной работы и их взаимодействие по единому набору показателей. Он должен установить правила взаимоотношений с внешними контрагентами, прежде всего с операторами, а также выстроить технологию оперативного взаимодействия служб дорог с органами управления дирекций в регионах.
«Мы начали работать в абсолютно новых за всю историю отечественных железных дорог условиях организации управления. Нам придётся не только кардинально менять внутреннюю ментальность, но и сформировать новый образ начальника дороги для внешней среды с целью полноценного представления интересов компании в бизнес-сообществе, органах власти и социальной сфере», – говорит начальник Северной дороги Василий Билоха.
Сервисный подход
Основой нового формата взаимоотношений внутри холдинга становится качественная разработка регламентов взаимодействия между дирекциями. Надо признать, что в полной мере на уровне центральных дирекций эта задача пока не реализована. Чтобы РЦКУ стал полноценным центром компетенции, необходимо в короткий срок доработать все недостающие процедуры взаимодействия, включая систему регламентов и наряд-заказов.
Ожидаемый переход на единую внутрикорпоративную систему наряд-заказов является важной составляющей внедрения в компании сервисного подхода. «Он предполагает управление хозяйственными связями между участниками перевозок как отношениями заказчиков и исполнителей внутренних услуг, включая систему взаимных обязательств», – объясняет начальник Центра по технологической координации Сергей Кобзев.
Первый опыт практического применения новых подходов к организации взаимодействия структурных подразделений на региональном уровне и оценке результатов деятельности дирекций показал, что предстоит ещё большая работа по их совершенствованию. Прежде всего, по мнению начальников дорог, важно изменить отношение руководителей дирекций к потребностям смежных хозяйств. Они должны воспринимать друг друга как партнёров, от качества услуг которых зависит результат их общих усилий по достижению операционных показателей и стратегических целей компании.
На сети сформирован достаточно широкий набор механизмов управления в новых условиях. Прежде всего можно назвать региональные и межрегиональные координационные транспортные советы под председательством начальников дорог. На их площадке решаются вопросы не только взаимоотношений участников рынка перевозок, но и координации деятельности филиалов и структурных подразделений компании на полигоне дороги. Эти инструменты, равно как и региональные оперативные комиссии, должны не только сохранить своё значение в условиях РЦКУ, но и стать дополнительным рычагом влияния при принятии важных для регионов решений, причём в интересах всех участников процесса перевозок.
Полигонные технологии
В качестве одного из важнейших инструментов реализации новой модели, в которой дороги выполняют функции по корпоративной и технологической координации взаимодействия всех филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» на конкретной территории, выступает технологическая служба и её региональные группы, сформированные на всех дорогах. Наиболее полный опыт работы этого института накоплен на Октябрьской магистрали. По словам её начальника Виктора Степова, эксперты-технологи оперативно выявляют даже незначительные отступления от действующих регламентов взаимодействия и централизованно доводят их как до Корпоративного центра, так и до руководителей соответствующего уровня в функциональных вертикалях.
В ходе выстраивания новых внутрикорпоративных отношений всех участников перевозок на сети создаются центры управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) и центры управления тяговыми ресурсами (ЦУТР). Первые ориентированы на работу на полигоне РЦКУ и пока выполняют роль скорее информационных центров с элементами аналитики. ЦУСИ созданы в каждой территориальной дирекции инфраструктуры. Им передана часть функций отраслевых служб по выявлению и контролю за устранением нарушений параметров на объектах инфраструктуры.
Первоначальный опыт пилотных ЦУСИ на полигонах МЖД, ОЖД и ГЖД дал положительный результат. «От деятельности центров зависит процесс перехода от управленческой модели по хозяйствам к комплексной модели управления всей инфраструктурой. Их работа улучшит координацию оперативной и производственной деятельности хозяйств Дирекции инфраструктуры и обеспечит взаимодействие всех участников процесса в выявлении и устранении отклонений от нормального функционирования объектов инфраструктуры», – отмечает начальник Центральной дирекции инфраструктуры Владимир Супрун.
Начальник ЦУСИ Горьковской дирекции инфраструктуры Алексей Ульянычев добавляет, что при создании её в основу функционирования заложен процессный подход, при котором все объекты инфраструктуры, их готовность и состояние представляются как единый процесс. Такой подход базируется на процессах управления инцидентами, работами, проблемами, конфигурациями и уровнем услуг. Фактически ЦУСИ стали важнейшим звеном во взаимодействии между дирекциями движения, тяги и инфраструктуры.
В свою очередь, ЦУТРы внедряют полигонные технологии управления тягой. Идеология их работы основана на концентрации деятельности по управлению тяговыми ресурсами из одного центра в условиях взаимодействия всех дирекций, прежде всего управления движением, тяги и по ремонту тягового подвижного состава. Пилотным проектом, на котором обкатывалась данная технология, стал ЦУТР Восточного полигона. До конца года аналогичные центры окончательно сформируются на Восточном, Урало-Сибирском, Северном, Южном и Волжском полигонах.
Сглаживание конфликтов
РЦКУ отведена ключевая роль в организации системной работы по недопущению причин, приводящих к нарушению сроков доставки грузов и порожних вагонов. В частности, на региональном уровне необходимо более активно взаимодействовать с грузоотправителями и операторами подвижного состава для подтверждения грузовой базы на начало месяца в объёме не менее 90%, с равномерным распределением погрузки в течение месяца, полагает начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов. Введение календарного планирования позволит создать основу для рациональной организации порожних вагонопотоков с учётом логистических схем операторов и оптимизации распределения парка в интересах грузоотправителей.
Начальник ВСЖД Василий Фролов добавляет, что в вопросах выполнения нормативных сроков и скорости доставки необходимо сохранить принцип единого руководства. В соответствии с регламентирующими документами оно возложено на первых замначальников магистралей. Именно они ответственны за эффективность и стабильность единого технологического процесса. Первые замы являются важнейшим интегрирующим звеном новой системы управления до тех пор, пока новые принципы и механизмы взаимодействия между дирекциями не заработают в полную силу.
Кроме того, необходимо избежать возможных конфликтов между региональными подразделениями дирекций и РЦКУ. Дело в том, что первые будут стараться получить на территории максимально значимый для себя результат, а задача РЦКУ состоит в том, чтобы не допустить ситуации, когда принятое решение в пользу одной дирекции превращается в проблему для другой. Также важно, чтобы региональные дирекции и РЦКУ не имели дублирующих и избыточных функций.
Таким образом, если с разграничением функций стратегического и тактического управления уже особых вопросов нет, то в области оперативного управления оптимальный баланс ещё только предстоит отыскать. От этого зависят надёжность и устойчивость перевозочного процесса в целом.