Алексей Петров
генеральный директор ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»
Лечитесь на здоровье
В конце сентября на медицинском совете ОАО «РЖД», прошедшем в Самаре, была
одобрена идея применения замкнутого цикла по оказанию профилактической,
лечебной и реабилитационной помощи работникам компании
Ключевой подход, к которому должна стремиться вся система медицинского обеспечения сотрудников холдинга, – это финансовая и медицинская эффективность. Убеждён, что оздоровление профессионального контингента – диспансеризация и профилактика – выгодно работодателю. Поэтому на первом месте с точки зрения железной дороги находится восстановление и лечение сотрудников, на втором – отдых и как итог – повышение производительности труда.
В настоящий момент в этом цикле несколько участников: поликлиника как первичное учреждение, если у работника выявляется заболевание – стационар и отделения или центры восстановительного лечения, которые находятся в зоне ответственности Департамента здравоохранения РЖД и соответствующих негосударственных учреждений здравоохранения, а также санатории ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», замыкающие этот цикл.
И когда мы говорим, что хотели бы видеть в отрасли эффективного сотрудника, нужно следовать двум вещам. Во-первых, заботиться о его здоровье во время производственной деятельности и, во-вторых, в обязательном порядке проходить санаторно-курортное оздоровление и лечение. Если обратиться к истории вопроса, в советское время, да и сейчас к этому, по большому счёту, и сводятся рекомендации врачей.
Поэтому мы считаем санаторно-курортный комплекс эффективным звеном в непрерывном и замкнутом цикле поддержания здоровья работников. Принципиально важно, чтобы к нам человек ехал не только за отдыхом, но и за лечением, оздоровлением.
Для этого важно сбалансировать процесс предоставления путёвок. Задача, например, нашей компании по корпоративному заказу – оздоровление работников, членов их семей, ветеранов. Это закреплено в Коллективном договоре РЖД и Отраслевом соглашении. А люди стремятся реализовать своё право на отдых, покупая место на модном курорте и в высокий сезон. Это не всегда рационально как с точки зрения работодателя, так и самого сотрудника. Ведь «модно и летом» – это, как правило, дорого. К примеру, в жаркие летние месяцы пребывание на Черноморском побережье для лечения неэффективно. Лучше отдыхать и поправлять здоровье в более щадящий для организма период. Но люди стремятся на эти курорты по устоявшейся привычке. Таким образом, компания тратит больше средств на оздоровление и отдых меньшего количества людей. Условно говоря: за стоимость одной путёвки в другом сезоне с большей пользой могло бы отдохнуть и поправить здоровье два человека. У нас сейчас в течение года только около 70 тыс. человек проходят санаторно-курортное лечение и оздоровление, а нуждающихся в этой услуге намного больше. В том числе и по корпоративному заказу, хотя он, безусловно, составлен с учётом возможностей компании. Но сейчас его исполнение происходит неравномерно. В рамках того же самого объёма финансирования санаторно-курортными услугами можно обеспечить большее количество людей, в том числе за счёт разнообразия программ.
К примеру, работники локомотивных бригад страдают такими специфическими заболеваниями, как тугоухость, болезни органов дыхания (пневмокониозы) и вибрационная болезнь. Получать качественное лечение они могли бы в профильных санаториях и когда это наиболее эффективно.
Идеальная схема, на наш взгляд, такая: работник должен попадать в здравницы с чётким заказом от компании по рекомендации НУЗа с электронной картой болезни. А медицинский персонал санаториев, продолжая идею замкнутого цикла, должен осуществлять санаторно-курортный этап реабилитации полностью обследованного пациента. В этом случае эффективность использования корпоративных средств будет выше, в том числе и по количеству работников.
В этой связи одна из первых задач «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» – создание единого информационного пространства с железнодорожными поликлиниками и больницами (НУЗами РЖД). Второе, мы создали более широкую продуктовую линейку, рассчитанную на все сезоны и предлагающую лечение по перечню ключевых профессиональных заболеваний железнодорожников.
Сейчас уже разработаны пять новых программ. Это путёвки с минимальным набором медицинских процедур в наших санаторно-курортных объектах, рассчитанные на пребывание от одного до семи дней включительно. Второй вид – оздоровительная путёвка от 8 до 13 дней. Кроме того, предусматривается такой востребованный на рынке вид отдыха, как оздоровительная путёвка со СПА-программами от 1 до 13 дней. Базовая санаторно-курортная путёвка от 14 дней и больше, так как эффективные программы лечения начинают работать именно с такого срока. И, соответственно, полная санаторно-курортная путёвка в её классическом понимании – от 21 дня и более.
На последнем медицинском совете РЖД прозвучала рекомендация плотнее взаимодействовать с медицинским блоком компании в поисках новых программ оздоровления и лечения. И здесь уже наметились определённые перспективы. К примеру, в современной медицине существуют эффективные программы санаторно-курортной реабилитации онкологических больных. Кроме того, наша компания намерена развивать и такое актуальное сегодня направление, как психологическая помощь.
С 2014 года начнут действовать новый Коллективный договор и Отраслевое соглашение на трёхлетний период. Хотелось бы, чтобы в этих документах уже были заложены идеология замкнутого цикла и технология взаимодействия между курортами компании, РЖД и её дочерними обществами. Кроме того, отработку этой технологии можно начать уже со следующего года с ведущими негосударственными медицинскими учреждениями РЖД.
Однако потребуются и встречные усилия со стороны железнодорожных медиков. Разумеется, человек волен выбирать, как ему провести отпуск: поехать по санаторно-курортной путёвке или просто отдыхать. И в этом случае важна сила убеждения, что работники компании должны заботиться о своём здоровье, и рекомендовать эту позицию могут врачи. Технология, как это делать, требует определённой дискуссии, но уже сегодня ясно, что железнодорожник по корпоративному заказу должен попадать в отраслевые санатории не напрямую, а через негосударственные учреждения здравоохранения РЖД. Иначе эффективность отдыха и оздоровления теряется.
Решение о том, куда и кого направлять, принимают специальные комиссии. Для нас принципиально важно, чтобы при распределении квот они пользовалась рекомендациями НУЗов, так как потребность в путёвках велика. Нужно понимать, что отрасли необходимо сохранить приоритетные категории основного контингента работников, которые постоянно нуждаются в санаторно-курортном лечении. Это локомотивные бригады, движенцы, путейцы, словом, люди, работающие во вредных условиях труда.
Каждому санаторию ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» мы уже придали соответствующий профиль и рекомендуем оздоровление работников тех или иных профессий исходя из этой специализации. Понятно, что это непросто, люди в первую очередь хотят отдохнуть, а не лечиться. Но компания, как работодатель, в условиях дефицита на рынке труда и демографического спада заинтересована в эффективном человеческом капитале. И одна из задач руководителя – постараться использовать все возможности для сохранения здоровья сотрудников компании как можно дольше.
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),
Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня
Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,
Задача – рост эффективности работы персонала
Рубрики: Кадровый вопрос