Реформирование железнодорожной отрасли, выстраивание единой модели корпоративного
управления диктует появление новых структурных подразделений. Ряд из них
уже работают на всей сети, но есть и такие, которые ещё «пробуют себя» в
качестве пилотов на отдельных дорогах.
Один из них – Центр управления тяговыми ресурсами Восточного полигона
Центр управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) Восточного полигона – подразделение Центральной дирекции управления движением – начал работу в феврале этого года. Его задача – повысить качество оперативного управления парком тяги сразу на четырёх магистралях.
– Сегодня, когда локомотив в грузовом движении работает в границах нескольких дорог, управление парком должно осуществляться не на отдельно взятых участках магистралей, а на технологически обусловленных полигонах обращения машин, – поясняет и.о. начальника ЦУТРа Восточного полигона Артём Власенский.
Эксплуатационная длина главных путей полигона от границ с Западно-Сибирской дороги до портов Дальневосточной магистрали – свыше 16000 км, грузовых локомотивов – несколько тысяч, машинистов и их помощников – несколько десятков тысяч.
ЦУТР возник не на пустом месте. Рост грузопотока в направлении Дальнего Востока и, как следствие, необходимость более эффективного использования пропускной способности инфраструктуры требовали совершенствования системы управления локомотивным парком. К тому же изменилась и технология работы. Например, техобслуживание локомотивов по циклу ТО-2 на плечах Мариинск – Карымская, Карымская – Смоляниново, Сковородино – Хабаровск – Смоляниново было переведено с почасового на покилометровый пробег, организовано сервисное обслуживание локомотивов с увеличением межремонтного пробега до 80000 км. Реформирование отрасли, разделение локомотивного хозяйства на ремонт и эксплуатацию, начало работы Дирекции управления движением также требовали структуры, которая бы координировала участников перевозочного процесса в границах не одной дороги, а полигона.
– Раньше этим занимался один локомотивный диспетчер по Восточному полигону, который находился в Центральной дирекции управления движением. Естественно, руки до всего не доходили. Сегодня решением задач и возникающих вопросов занимаются несколько человек, у каждого из которых своя сфера ответственности, – говорит Артём Власенский. – В центре находятся диспетчеры-движенцы, диспетчеры эксплуатационного и ремонтного блоков. Они круглосуточно поддерживают связь со своими коллегами на станциях и в депо, вмешиваются в ситуацию, если возникает такая необходимость, контролируют выполнение поставленных задач и соблюдение технологии. Объединение таких сил в одном месте с соответствующими полномочиями позволяет оперативно решать вопросы на стыке зон ответственности.
Сегодня из Иркутска осуществляются координация и оперативное руководство локомотивными диспетчерами территориальных дирекций управления движением, дирекций тяги, дирекций по ремонту тягового подвижного состава.
Например, сотрудники сектора по ремонту тягового подвижного состава ЦУТРа отслеживают передислокацию локомотивов на ремонтные заводы и депо, обеспечение запчастями, контролируют сроки их выхода из ремонта, разбираются с отказами техсредств, следят чтобы не было перепробега.
– Центр начинал работу, имея локомотивы с перепробегом от плановых видов ремонта в количестве 49 единиц. Сегодня благодаря налаженному контролю и спросу количество таких электровозов на полигоне снижено на 77,5%. Как только локомотив приблизился к красной черте, мы его разворачиваем на первой станции, независимо от того, на какой из дорог он находится, и отправляем на ремонт. Не исключены и случаи ремонта по месту обнаружения неисправности. В общем, находясь в Иркутске, мы ежедневно видим перемещение локомотивов, объёмы ремонта, – говорит и.о. руководителя сектора по ремонту тягового подвижного состава Сергей Власов.
Как отмечают в ЦУТРе, в полную силу центр ещё не заработал, поскольку не до конца укомплектован штат. Непросто оказалось подобрать перспективных профессионалов с дорог, не все выдержали испытания, часть вернулась на свои магистрали. Не всех устраивают и предложенные условия. Кроме того, сказывается недостаточная функциональность информационных систем, а потому есть необходимость создания новых, которые бы позволяли прогнозировать ситуацию на полигоне на двое-трое суток вперёд для эффективного управления локомотивами и бригадами.
– Сейчас при тех программно-технических средствах, которые мы имеем, реально получается сделать планирование максимум на сутки, – говорит Артём Власенский.
Перед ЦУТРом стоит и задача провести комплексные испытания и установить единые весовые нормы грузовых поездов по сериям локомотивов на полигонах Мариинск – Карымская – Находка, Междуреченск – Тайшет – Таксимо, чтобы исключить преломление веса и длины транзитных поездов. Разработать и внедрить систему «машинист – пилот», чтобы минимизировать время непроизводительного нахождения машиниста в локомотиве (20 минут от явки до отправления, 20 минут от прибытия до сдачи маршрута). Сегодня можно подвести промежуточные итоги первых месяцев работы. За счёт единого диспетчерского руководства уже удалось снизить количество сходов электровозов с кольца. Так, если в феврале 2011 года было зафиксировано 1653 таких случая, то в феврале 2012-го – 1271, в марте – 1026, в апреле – 916. Выше среднесетового на Восточном полигоне участковая скорость, среднесуточный пробег, среднесуточная производительность локомотива.
СПРАВКА
Ключевые полномочия ЦУТРа:
– организует и координирует разработку единого технологического процесса работы полигона с учётом оптимизации использования локомотивных парков, директивного плана-графика предоставления «окон» для ремонта инфраструктуры, плеч тягового обслуживания и перерабатывающей способности сортировочных станций, припортовых, пограничных станций и междорожных пунктов перехода;
– организует взаимодействие территориальных дирекций: управления движением; тяги; по ремонту тягового подвижного состава по обеспечению перевозочного процесса в соответствии с регулировочными заданиями и нормативами эксплуатационной работы, установленными Центральной дирекцией управления движением;
– принимает меры по содержанию, размещению и передислокации необходимого количества эксплуатируемого парка локомотивов и бригад в соответствии с установленными размерами движения поездов и планом поездообразования;
– контролирует разработку и согласовывает вариантные графики пропуска поездопотоков на полигоне в период предоставления «окон» для ремонта инфраструктуры;
– определяет потребность и устанавливает задания на год, квартал и предстоящий месяц по содержанию, укомплектованию и подготовке необходимого количества бригад, парка локомотивов грузового движения на заданные размеры перевозок;
– контролирует соблюдение установленных технологией работы парка на полигоне единых весовых норм сквозных поездов на участках обращения локомотивов, согласовывает приказы по весовым нормам в границах дорог;
– разрабатывает мероприятия по совершенствованию существующей технологии работы полигона в части эксплуатации локомотивов, организации работы бригад при изменении условий эксплуатационной работы, объёмов и маршрутов пропуска вагонопотоков;
– осуществляет передислокацию парка локомотивов на участках полигона на основе анализа эксплуатационной работы, установленных нормативов содержания эксплуатируемого парка и нормативов нахождения локомотивов на ТО-2 и плановых видах ремонта;
– выдаёт оперативные приказы территориальным дирекциям: управления движением; тяги; по ремонту тягового подвижного состава по организации выполнения регулировочных заданий Центральной дирекции управления движением, контролирует их выполнение;
– принимает во взаимодействии с дирекциями управления движением и тяги регулировочные меры по использованию тяговых ресурсов на полигоне при возникновении аварийных и других нестандартных ситуаций, а также отказов тягового подвижного состава и технических средств инфраструктуры, вызвавших длительные перерывы в движении поездов;
– согласовывает постановку в ремонт и вывод из ремонта локомотивов, задействованных в выполнении технологии работы полигона.