Когда верстался номер, в Государственной думе ждал своей ратификации Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. По словам руководителей государства, до вступления в ВТО остались считаные дни. И хотя дорога в эту международную организацию заняла более десяти лет, сегодня, похоже, Россия всё-таки станет одним из полноправных участников международной торговли. Как полагают в ОАО «РЖД», для компании это обернётся заметными последствиями.
Внешнеторговые перевозки
Изменения в объёмах перевозок внешнеторговых грузов будут связаны с открытием рынков в связи с отменой заградительных пошлин для широкого круга иностранных производителей. Это может привести к резкому росту импорта. Риск замещения внутреннего производства за счёт более дешёвого импорта ослабит позиции ОАО «РЖД», поскольку его перевозка будет осуществляться в основном в контейнерах и автотранспортом. Уровень контейнеризации в железнодорожной отрасли сейчас не очень высок по сравнению с развитыми странами. Поэтому обострится конкуренция с автотранспортом за возрастающие объёмы импорта, причём конкурировать придётся с финансово сильными иностранными автокомпаниями.
В свою очередь, из-за увеличения импорта могут сократиться внутренние перевозки, которые главным образом осуществляются за счёт ОАО «РЖД».
Около 2/3 грузооборота международных железнодорожных перевозок формируется энергоресурсами (нефтяными грузами, углем и коксом). Вероятно, по этим грузам вступление в ВТО не окажет существенного влияния на грузопотоки, а их динамика будет определяться другими факторами.
Продукция чёрной металлургии (на чёрные металлы и руду приходится 6% международного грузооборота железных дорог) формально относится к товарам, подпадающим под действия соглашений о свободной торговле. Однако на практике чёрная металлургия для большинства стран – одна из наиболее защищаемых отраслей экономики, и все государства при вступлении в ВТО изначально оговаривали возможность применения здесь большого количества защитных мер. Вступление России в ВТО не гарантирует российским металлургам немедленного и свободного доступа на экспортные рынки, в то время как ограничения по доступу на внутренний рынок будут сняты и этим воспользуются европейские и китайские производители металлопроката. В целом Министерство транспорта прогнозирует увеличение внешнеторговых перевозок на железнодорожном транспорте, по крайней мере до 2015 года. Они составят 580–590 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 18%.
В большей степени это касается импорта. Преобладать здесь будут товары народного потребления и продукты питания, которые ввозятся с участием автомобильного транспорта.
Внутренние перевозки
Во внутреннем сообщении более 80% грузооборота формируют массовые грузы, такие как нефть, уголь, чёрные металлы, кокс, химические удобрения, лес, руда, минеральные, строительные грузы и зерно.
Присоединение России к ВТО может заметно отразиться на объёмах перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, чёрных металлов. Такое влияние будет связано с изменениями в объёмах внутреннего потребления этих товаров. Так, увеличение цен на газ приведёт к росту тарифов на электроэнергию и к изменению структуры топлива на электростанциях. Энергетики активнее будут переходить на уголь и мазут, что вызовет необходимость в увеличении перевозок этих грузов железнодорожным транспортом.
Внутренние перевозки чёрных металлов могут уменьшиться за счёт спада в машиностроении, который в среднесрочных сценариях развития экономики прогнозируется Минэкономразвития как в пессимистичном, так и в оптимистичном вариантах.
Кроме того, существует значительный риск снижения доли перевозок продовольственных товаров в связи со снижением рыночной доли российского агропромышленного комплекса в условиях конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Конкурентные условия
Условия ВТО предполагают упрощение допуска иностранных компаний на национальные рынки, в том числе и за счёт изменения системы лицензирования видов деятельности и сертификации продуктов (услуг). Это может привести к обострению конкуренции на рынке перевозок импортных грузов между автомобильным и железнодорожным транспортом, поскольку основной прирост объёмов перевозок будет приходиться на высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей, транспортируемую автомобильным транспортом.
Порядок лицензирования и сертификации во многом будет определяться лоббистскими возможностями России, но, скорее всего, будет упрощён. Это касается выдачи лицензий перевозочным компаниям и сертификации материальных ресурсов и технических средств, которые предназначены для железнодорожного транспорта. Россия взяла на себя определённые обязательства по снятию тарифных и нетарифных барьеров в сфере автомобильного транспорта и вспомогательных услуг для всех видов транспорта (погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению, экспедиторские услуги). Это может обострить конкуренцию между российскими компаниями и иностранными в обслуживающих железнодорожный транспорт сегментах рынках.
Таким образом, как перевозчик ОАО «РЖД» столкнётся с усилением конкурентного давления (межвидовой конкуренцией) со стороны автомобильного транспорта (особенно в международных перевозках со странами Европы ) в условиях роста импортного грузопотока высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей.
Как оператору подвижного состава ОАО «РЖД» (в том числе как владельцу дочерних и зависимых обществ в сфере оперирования) предстоит иметь дело с усилением конкуренции со стороны компаний с иностранным участием, которые могут вложить значительные инвестиции в этот доходный бизнес.
На рынке логистических услуг ожидается особенно сильный рост присутствия иностранных компаний. Их рыночная сила будет во многом обусловливаться выстраиванием вертикальных цепочек экспедитор – автомобильный перевозчик – логистический центр.
На рынке транзитных перевозок может значительно вырасти внутривидовая конкуренция со стороны крупных западных логистических компаний.
В пассажирских перевозках возможно появление иностранных компаний в прибыльных сегментах (скоростные и высокоскоростные перевозки, интермодальные перевозки «город – аэропорт»).
Некоторые достигнутые договорённости при вступлении в ВТО могут оказать косвенное влияние на деятельность дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». Это касается, в частности, сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально будет разрешена работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний, что способно повлиять на страховой бизнес холдинга «РЖД», в частности составить конкуренцию ЖАСО.
Тарифная политика
Россия обязалась при вступлении в ВТО с 1 января 2013 года обеспечить унификацию железнодорожных тарифов по направлению к портам и сухопутным погранпереходам. Сегодня цена проезда к последним выше. Это было сделано в начале 2000-х годов для того, чтобы облегчить конкуренцию российских портов с зарубежными. Теперь же экспортных тарифов быть не должно, все перевозки будут осуществляться по внутренним.
Эта работа поэтапно проводится Федеральной службой по тарифам уже в течение нескольких лет, и на сегодня по унифицированным тарифам перевозится 93% от общего объёма грузовых перевозок (кроме транзита), 66,3% – от перевозок через погранпереходы. Политика руководства страны и Федеральной таможенной службы заключается в том, чтобы при унификации у РЖД не было выпадающих доходов, это будет перенесено частично на грузовладельцев и на операторов подвижного состава.
В рамках переговоров с ВТО в перечне обязательств не оговорены условия доступа иностранных перевозчиков на инфраструктуру РЖД. Этот вопрос пока разрабатывается лишь в рамках создания Единого экономического пространства.
Таким образом, присоединение России к ВТО окажет существенное влияние на железнодорожный транспорт и перевозки, главным образом за счёт изменения направления и характера перевозок и усиления конкуренции. Прямых выгод для компаний, работающих в этой сфере, не просматривается. Как отмечают российские эксперты, вступление в ВТО несёт очевидные выгоды лишь для ряда экспортных секторов, остальное – косвенные преимущества, реализация которых будет зависеть от действий правительства. К примеру, усиление конкуренции может сделать российские компании более мощными. Потенциальные выгоды для железнодорожного сектора могут появиться при реализации иностранных проектов, если ОАО «РЖД» будет допущено в качестве перевозчика в страны Евросоюза, например при продлении российской колеи 1520 до Вены. Однако это будет зависеть от лоббистских возможностей России.