В условиях реформирования компании требования к уровню подготовки персонала значительно повышаются. Это влечёт за собой пересмотр приоритетов при взаимодействии с профильными вузами в вопросе качества подготовки специалистов.
Ситуация с кадрами для железнодорожного транспорта отражает те же тенденции системы отечественного образования, которые характерны для всей страны. Снижается уровень школьной подготовки, и в первую очередь в области фундаментальных наук: математики, физики и т.д. Это означает, что значительная часть времени в вузе тратится на восполнение этих пробелов, что, безусловно, влияет на динамику освоения основной программы.
Кроме того, между требованиями образовательных стандартов и работодателя, который ждёт от выпускника не абстрактного представления о своей специальности, а конкретных навыков выполнения поставленной задачи, существует разрыв. Его преодоление возможно при внедрении компетентностного подхода, который стал базой федеральных образовательных стандартов третьего поколения.
Мы вкладываем значительные средства в целевую подготовку, и вопрос её качества для нас имеет первостепенное значение. Сегодняшние выпускники должны иметь не только сильную теоретическую инженерную подготовку, но и реально обладать практическими навыками, знать и понимать, что такое РЖД в условиях реформы, цели и задачи компании, осознавать значение своей профессиональной деятельности, свою собственную ответственность, быть готовыми к решению комплексных, в том числе междисциплинарных, задач. Молодые люди должны уметь критически и системно мыслить в совершенно разных областях, начиная с вопросов личностного развития и общественно-политических взглядов и заканчивая сложными инженерными навыками. И, конечно же, владеть, по крайней мере, одним иностранным языком. Бесспорно, для специалиста, который приходит к нам в компанию, требуется адаптационный период и определённое время для того, чтобы освоиться. Это нормально. Но адаптация не должна превращаться в доучивание вчерашнего студента.
Сегодня, к сожалению, образовательные приоритеты вузов (которые делают упор на теоретическую подготовку) не совпадают с ожиданиями основных заказчиков в лице руководителей структурных подразделений РЖД, которые отмечают несоответствие реального уровня подготовки молодых специалистов и наших корпоративных ожиданий. На первое место они ставят профессиональные компетенции и навыки работы на производстве, на второе – собственно инженерные знания, на третье – остальные теоретические и фундаментальные знания. Кроме этого, руководители отмечают, что важное значение имеют специальные компетенции, которые связаны с разработкой и внедрением инноваций.
Для того чтобы повысить качество подготовки специалистов, необходимо чётко, детально согласовывать целевые параметры между вузами и компанией. В этом должно помочь формирование модели профессиональных компетенций по ключевым должностям и специалистам, которое мы завершим в этом году. Модель корпоративных компетенций (требования к управленческим навыкам) уже используется в работе РЖД. Эти требования по каждой должности и специальности станут базовым ориентиром для формирования синхронного понимания того, какими навыками и способностями должен обладать сотрудник компании на каждом конкретном месте. Они станут общей кадровой системой координат для компании.
В качестве дополнительной меры считаю целесообразным формировать в отношении каждого студента личное дело, которое содержало бы информацию о его достижениях, успехах как в учебной, так и во внеучебной жизни. Это позволит иметь более полное представление о портрете выпускника, его потенциале, сильных и слабых сторонах, и для нас это крайне важно.
Ключевое значение для подготовки кадров имеет совершенствование организации производственной практики. Мы вернули оплачиваемую практику, оптимальным стал приём практикантов на условиях гражданско-правового договора с обязательным планированием фонда оплаты труда по внесписочному составу – именно по этому принципу в бюджете 2012 года определены расходы на эту деятельность. Но на этом не стоит останавливаться. Институт производственной практики – это хороший инструмент для подготовки тех, кто завтра придёт на производство.
Крайне важный вопрос – оптимальный заказ на целевую подготовку. Понятно, что основные параметры заказа спрогнозированы и посчитаны у нас до 2016 года. Однако нужно учитывать, что не все студенты, обучающиеся по целевым направлениям, отрабатывают в компании срок, положенный по договору. С другой стороны, на ряде наших предприятий выпускники вузов вынуждены трудиться на рабочих должностях из-за избытка молодых специалистов. Поэтому имеет смысл комплексно пересмотреть долгосрочный прогноз потребности в целевиках. Возможности обучения по целевому направлению нужно увязать с успеваемостью студента, например, зафиксировав эти параметры в трёхстороннем договоре на целевое обучение, который заключается между вузом, работодателем и студентом. Это позволит в случае низкой успеваемости отчислять студентов и заменять их на более способных и мотивированных. Оптимизация целевого заказа высвободит финансовые средства, которые можно направить на повышение качества подготовки оставшегося контингента.
Кроме того, при подготовке специалистов-железнодорожников важная роль должна отводиться не только профессиональным навыкам, но и нравственно-духовному воспитанию, формированию гармоничной личности в духе патриотизма, ответственности, уважения к истории и железнодорожным традициям.
Особое внимание необходимо уделить и повышению квалификации действующего персонала компании, в первую очередь руководителей и специалистов инженерно-технического профиля. В РЖД открыт Корпоративный университет, в котором мы сконцентрировали управленческую подготовку руководителей всех уровней на основе модели корпоративных компетенций. Основная же задача отраслевых вузов – обеспечить максимально качественную подготовку и повышение квалификации персонала в инженерной и производственно-технической сферах. Добиться этого можно лишь совместными усилиями, повышая информированность профессорско-преподавательского состава об актуальных направлениях развития компании, новой технике и технологиях.
Не менее важно применять, и как можно более широко, совместные формы обучения, такие как тренинги, бизнес-кейсы, деловые игры, практическое изучение новой техники. Нам нужен централизованный банк учебных программ и материалов в области дополнительного профобразования с единым подходом к их разработке и реализации. Мы хотим, чтобы работники из разных регионов одинаково понимали происходящее в компании, получали единые знания в соответствии с принятыми нормативными документами и новыми подходами к организации технологического процесса. Всё это требует активной совместной работы с отраслевыми вузами.
Справка
На кадровую ситуацию в ОАО «РЖД» влияет несколько факторов. С одной стороны, неблагоприятная демографическая ситуация и высокая конкуренция за рабочую силу в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С другой – рост требований к подготовке привлекаемых специалистов, от качества которых зависят возможности компании по повышению производительности труда (требуемый темп прироста для РЖД – 4–5% ежегодно). Кроме того, рост заработной платы в 2012 году в бюджетной сфере и основных отраслях промышленности составит до 10%. Всё это создаёт риск ослабления позиций компании на региональных рынках труда.