Нашли себе соперников

Нашли себе соперников

Конкуренция – ключевой элемент современной экономики. Борьба за клиента
делает бизнес эффективным, а состязание с другими участниками рынка ограничивает
стоимость товаров и услуг. Но как относиться к конкуренции внутри одного холдинга?
Говоря об РЖД, необходимо понимать, что это уникальная бизнес-структура. В рамках одного холдинга действует более 150 дочерних и зависимых обществ (по данным сайта rzd.ru), работающих не только в различных сегментах рынка транспортных услуг, но и на смежных рынках. И хотя у большинства этих компаний есть собственная ниша, некоторые находятся на одном конкурентном поле. В одних случаях это было заранее спланировано, в других – нет. Внутри холдинга существует реальная нехватка современных высокопрофессиональных менеджеров, отсюда скрытая борьба за кадры. «Дочки» соперничают также за «внимание» со стороны руководства РЖД, ресурсы, наконец, клиентов. Насколько эффективна такая конкуренция в принципе и какие угрозы она может нести? 

Запланированная борьба

ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» – крупнейшие грузовые железнодорожные операторы России. Среди почти двух тысяч собственников подвижного состава, работающих на сети, аналогичных по масштабу деятельности и логистическим возможностям структур просто нет. И хотя когда-то оба лидера рынка были «дочками» РЖД, им приходилось конкурировать не только с частными операторами, но и между собой с самого момента создания ВГК. Судя по всему, борьба за клиента с каждым годом будет только разгораться. 

«Обе компании реализуют собственные стратегии развития, тем более после того, как РЖД продали контрольный пакет акций ПГК, – говорит генеральный директор ОАО «ПГК» Игорь Асатуров. – Несомненно, сегодня идёт борьба за наиболее выгодные с точки зрения логистики контракты. В то же время сам клиент становится всё более взыскательным, поэтому ПГК и ВГК постоянно совершенствуют качество оказываемых услуг, пополняют парк подвижного состава. И это тоже элемент конкурентной борьбы». 

ПГК, по словам её руководителя, делает ставку на «совершенствование рыночных механизмов, нацеленных на создание более комфортных и понятных для грузоотправителей условий перевозок». 

«Например, осенью прошлого года ПГК приступила к заключению соглашений на перевозку грузов на условиях договора публичной оферты, – поясняет Игорь Асатуров. – Публичная услуга по предоставлению собственного подвижного состава должна стать принципиально новой на рынке железнодорожных грузоперевозок. Основные новации – упрощённая процедура согласования заказа и реальные финансовые гарантии компании, заметно облегчающие грузоотправителям доступ к подвижному составу».

В ОАО «ВГК» уточняют: «Из-за разницы в структуре парков ВГК и ПГК конкуренция существует в различных сегментах и зависит от типа подвижного состава и соотношения спроса и предложения на него. Основными сегментами, в которых компании конкурируют, являются перевозки грузов в полувагонах, крытых вагонах и на платформах».

Но есть факторы, сдерживающие соперничество. Так, в прошлом году обе компании передали ОАО «РЖД» функции по управлению собственным парком полувагонов на основе агентского договора. Кроме того, ВГК и ПГК, осуществляя перевозки в интересах государства (нерудных материалов в адрес объектов олимпийской стройки в Сочи, Универсиады в Казани, саммита АТЭС во Владивостоке и углей для ЖКХ), а также для нужд ОАО «РЖД», формируют ставки на полувагоны в данных случаях в единых рамках. 

Но есть ещё одно поле конкурентной борьбы – кадры. Причём порой эта борьба разворачивается в рамках одной и той же организации. «Это говорит об актуальности проблемы нехватки высококвалифицированных кадров», – подчёркивает Игорь Асатуров.

Конкуренция как start up

ОАО «РЖД Логистика» и ОАО «ТрансКонтейнер»  в чистом виде между собой не конкурируют. Более того, согласно замыслу, компании должны дополнять друг друга. Но на деле, особенно это касается экспедиторского бизнеса, «дочки» регулярно пересекаются друг с другом. Правда, представители обеих организаций говорят о том, что это явление временное. 

Развитие «РЖД Логистики», согласно концепции, должно происходить поэтапно: переход от простых транспортно-экспедиционных услуг к комплексной логистической услуге, постепенное расширение клиентской базы. «Логистических технологий в России очень мало. В основном мы берём опыт западных компаний. Да, мы сегодня конкурируем с другими «дочками», но только когда дело касается железнодорожных экспедиторских услуг. Когда же мы обсуждаем экспедирование другими видами транспорта, я уже не говорю о логистике, мы сразу переходим на разные группы клиентов», –  говорит генеральный директор ОАО «РЖД Логистика» Павел Соколов.

Генеральный секретарь Международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» Геннадий Бессонов считает, что ставить компании в одну плоскость не стоит: «Конкуренции в их отношениях быть не может, иначе мы получаем двух игроков, которые выполняют одни и те же функции. На первых порах «РЖД Логистике» пришлось заниматься операторской деятельностью: нужно было выживать в момент становления. И без этого опыта компания не смогла бы понять, что же сейчас нужно рынку. В перспективе «РЖД Логистика» должна предоставлять все условия для стабильной работы операторов».

Борьбы за профессионалов между «РЖД Логистикой» и «ТрансКонтейнером» нет. По словам Павла Соколова, компании стараются соблюдать взаимные договорённости относительно кадров. 
Золотое сечение
Фёдор Пехтерев, генеральный директор Института экономики и развития транспорта,

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства

Рубрики: Реформа холдинга
Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru