Шаги в будущее
Вячеслав Шерстнев
Вячеслав Шерстнев
Заместитель исполнительного директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Шаги в будущее

Корпоративная пенсионная система – одна из важных составляющих социальной
политики холдинга «РЖД», организация которой в настоящее время идёт в дочерних
и зависимых обществах
С тем, что за негосударственным пенсионным обеспечением (НПО) – будущее, спорить не приходится.

НПО нельзя назвать новой формой персонального инвестирования – в России она существовала уже в XIX веке. Тем не менее в настоящее время жители нашей страны, где ещё совсем недавно из-за высокой инфляции невозможно было делать долгосрочные накопления и действовали недобросовестные финансовые организации, настороженно относятся к предложениям что-либо накапливать в финансовых институтах. 

В развитых странах история системы негосударственного пенсионного обеспечения насчитывает десятки лет, и неотъемлемой её частью являются профессиональные корпоративные программы. Так, например, в Германии многие работодатели добровольно выплачивают пенсии по старости от предприятий – такими договорами охвачено около половины работающего населения страны. При реформировании железных дорог Германии (приватизации Deutsche Bundesbahn в 1994 году) все социальные гарантии по дополнительному пенсионному обеспечению их работников были сохранены. В Великобритании профессиональные пенсионные программы также получили широкое распространение – в стране их насчитывается более 90 тыс., и они охватывают половину работающих граждан страны. Охвачены НПО и британские железнодорожники, социальные гарантии которых сохранились после реформирования British Railways и распределения различных видов деятельности в отрасли по самостоятельным организациям. 

Работа в организации, которая может предложить участие в собственной корпоративной пенсионной программе, делая взносы на пенсионный счёт каждого сотрудника, является огромным плюсом для будущего пенсионера во всём мире. Дальновидные менеджеры понимают, что, несмотря на немалые финансовые вложения в данный вид социальной поддержки, в конечном счёте они многократно окупятся, поскольку являются эффективным средством повышения лояльности сотрудников, привлечения и удержания квалифицированных кадров. 

В нашей стране одним из таких прогрессивных работодателей является ОАО «РЖД», реализующее корпоративное НПО при помощи НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». Традиции многоплановой социальной поддержки работников родились вместе с железнодорожной отраслью и всегда оставались одним из её главных козырей среди работодателей на рынке труда. 

Идёт четвёртый этап реформирования российских железных дорог, уже создано 153 дочерних и зависимых общества. Твёрдая позиция материнской компании, подчёркиваемая в выступлениях её руководителей, состоит в том, что у работников, переводимых из ОАО «РЖД» в дочерние общества, должны быть сохранены социальные гарантии, закреплённые коллективным договором, – в том числе право на негосударственное пенсионное обеспечение. В настоящее время клиентами НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в рамках корпоративных программ холдинга являются более 743 тыс. человек. 

С целью сохранения и закрепления социальных гарантий для железнодорожников было принято «Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2011–2013 годы», согласно которому работники должны получать негосударственную пенсию на основе внутреннего положения организации, в которой они работают. То есть в интересах работников отрасли было задекларировано обязательное долевое участие каждого ДЗО в формировании корпоративной пенсии своих работников и установлен минимальный размер этого участия.

ОАО «РЖД», Роспрофжел, «Желдортранс» и НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» активно развивают корпоративную пенсионную систему в холдинге «РЖД». В марте текущего года был утверждён План мероприятий по сохранению социальных гарантий работникам ОАО «РЖД» в рамках программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, а 23 мая 2011 года решением общего собрания членов Объединения «Желдортранс» был утверждён «Стандарт негосударственного пенсионного обеспечения в организациях железнодорожного транспорта». 

В соответствии со стандартом основные принципы корпоративной пенсионной системы ОАО «РЖД» состоят в том, что работодатель и работник финансируют корпоративную пенсию в равных долях, размер ежемесячного пенсионного взноса работника зависит от возраста, в котором он присоединился к корпоративной пенсионной системе, и того, какой вариант пенсионной схемы он выбрал. Страховой стаж работника не прерывается при увольнении из ОАО «РЖД», если в течение 5 лет он вновь будет принят в компанию. Также предусмотрены перевод пенсионных обязательств и взаимный учёт страхового и трудового стажа при переходе работника из одной компании в другую в рамках ОАО «РЖД». 

На основании стандарта в настоящее время разрабатываются и заключаются договоры по негосударственному пенсионному обеспечению с ДЗО. Этот процесс нельзя назвать простым – при формировании условий договора необходимо сформировать новый базовый документ, который должен учитывать организационные особенности каждого отдельно взятого ДЗО, включая не только вопросы финансирования, но и, например, кадровую политику организации. 

Процесс присоединения к корпоративному НПО организаций холдинга движется непрерывно, однако не так быстро, как того требуют интересы работников: чем длительнее стаж участия каждого из них в системе НПО, тем больше будет размер пенсии. На настоящий момент договоры НПО с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» заключили 62 дочерних общества. В текущем году к корпоративной пенсионной системе присоединились ОАО «Институт экономики и развития транспорта», ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», ОАО «Зарубежстройтехнологии» и другие. Ведутся переговоры о создании пенсионной корпоративной системы с ОАО «Вторая грузовая компания», пассажирскими пригородными компаниями.

Причины задержки с подписанием договоров остальных ДЗО разнятся, но большинство из них ссылается на нехватку финансовых средств. Однако в настоящее время трудно найти организацию, бюджет которой был бы в той или иной степени не ограничен. НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», как социально ориентированная организация, готов рассматривать каждую ситуацию в отдельности и помочь выстроить систему НПО в организации с учётом её финансового положения. Так, совместно с несколькими ДЗО Фонд принял решение об осуществлении финансирования негосударственного пенсионного обеспечения работников с рассрочкой платежей на 5 лет. В 2010 году подобным подходом воспользовались ОАО «Первая нерудная компания», ОАО «Вологодский вагоноремонтный завод», ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш», в 2011 году – ОАО «Московский механический завод «Красный путь», ОАО «Рефсервис».

Необходимо понять, что дополнительные блага, которые предлагает корпоративная пенсия, нужно создавать заранее, уже сегодня. Участие в корпоративных пенсионных программах, реализуемых организациями холдинга «РЖД» совместно с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», – один из наиболее удобных и проверенных временем способов это осуществить. 

Значительную роль при принятии решения о вступлении в корпоративную пенсионную систему играет позиция руководства каждого конкретного ДЗО. И если они являются социально ответственными работодателями и готовы защищать интересы своих сотрудников, то необходимость создания такой системы в организациях холдинга для них очевидна.
Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru