1 января 2012 года согласно межгосударственным соглашениям должен вступить в силу целый ряд нормативных актов, регулирующих различные сферы Единого экономического пространства (ЕЭП). Среди них, например, документы об унификации железнодорожных тарифов. На момент сдачи номера в печать опрошенные редакцией эксперты не смогли ответить на вопрос, когда именно будут подписаны эти документы. Разумеется, перевозки между странами в следующем году не остановятся, однако интеграционная деятельность создала для транспортников немало пока что не решённых проблем.
Спор вокруг допуска
Одна из миссий Единого экономического пространства – упростить жизнь грузоотправителей России, Казахстана и Беларуси. Планируется, что реализация всего пакета документов позволит снять обременительные таможенные барьеры и ускорит перевозку грузов. Как рассказал на II Железнодорожном съезде заместитель министра транспорта России Сергей Аристов, нормативная база этого процесса основана на Соглашении по регулированию доступа к услугам железнодорожного транспорта (включая основы тарифной политики). Этот документ был подписан 9 декабря прошлого года и уже ратифицирован в РФ. Согласно документу, начиная с 1 января 2015 года стороны обязуются обеспечивать равный доступ к инфраструктуре для перевозчиков государств ЕЭП.
На всём пространстве СНГ в рамках Совета по железнодорожному транспорту удалось сохранить единую технологию работы железных дорог. Однако в Казахстане, России и Беларуси существуют различные форматы работы монопольных секторов, в том числе железнодорожных. Но к 2015 году должны быть созданы нормативно-правовые условия для взаимного допуска железнодорожных перевозчиков на рынки трёх государств.
Казахстан уже подготовил проект правил, который предусматривает доступ ко всей инфраструктуре железнодорожного транспорта. С российской стороны имеется немало замечаний к документу, так как предложенная идеология не соответствует принципам развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и целевой модели рынка, предусмотренных реформой отрасли.
В частности, целевой моделью предусмотрено, что перевозочную деятельность осуществляет один национальный перевозчик, который также является владельцем инфраструктуры, – ОАО «РЖД». Доступ иных перевозчиков к услугам железнодорожного транспорта предполагается лишь на отдельных участках инфраструктуры. Российская сторона предлагает определить участки инфраструктуры государств – участников ЕЭП, на которых будут работать несколько перевозчиков, и определить правила их работы в соответствии с национальными законодательствами.
Кроме того, в проекте правил отсутствует перечень услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта. «Нам представляется, что без конкретизации этих услуг в виде перечня невозможно определить сам предмет правил оказания услуг», – заявил г-н Аристов.
Таможенники успели больше
На данный момент завершено внедрение лишь небольшой части механизмов и законодательных актов ЕЭП. Во многом это касается таможенной сферы. «У нас работает единая таможенная территория. С 1 июля этого года отменён таможенный, ветеринарный, санитарный, фитосанитарный контроль на межгосударственных границах стран Таможенного союза. Снятие таможенных барьеров уже сейчас начинает работать. Прежде всего для грузоперевозок. Рост взаимной торговли составил по итогам года к соответствующему периоду прошлого более 40%», – отметил ответственный секретарь комиссии Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана Сергей Глазьев.
По его словам, в ближайшее время начнёт действовать предварительное электронное информирование, которое существенно упростит порядок пересечения границы для перевозчиков и грузоотправителей. Заработают институты уполномоченного экономического оператора (статус, позволяющий компаниям работать по упрощённым правилам). Разработан план по созданию интегрированной информационной системы, позволяющей в текущем режиме времени отслеживать все перевозки и своевременно обеспечивать внесение таможенных платежей. Специально созданная рабочая группа начинает подготовку новой редакции Таможенного кодекса, которая должна появиться к середине 2012 года.
В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов заявил об ускорении разработки стандартов по всем техническим регламентам, посвящённым железнодорожному транспорту. По его мнению эта работа завершится в 2012 году.
«Я думаю, в декабре этого года будет принято решение о переносе срока вступления в силу этих техрегламентов на 15 февраля 2013 года. Речь идёт об обязательных нормах для разработчиков, производителей подвижного состава и для создателей инфраструктуры железнодорожного транспорта», – отметил представитель Минпромторга.
Технические нестыковки
Участники рынка железнодорожных перевозок, впрочем, пока не строят лишних иллюзий. «В целом, можно согласиться с высказыванием Сергея Глазьева о том, что создание единой таможенной территории позволило снять целый ряд барьеров, которые ранее существовали во взаимной торговле между Россией, Беларусью и Казахстаном. В то же время проблем пока тоже хватает», – говорит начальник отдела таможенных услуг международного транспортно-логистического холдинга Asstra AG Михаил Козлов.
В основном, по его мнению, они возникают из-за медленного отхода от сложившихся технологий и инструкций. Одни и те же вопросы в трёх странах регулируют разные государственные органы, и подход, который они демонстрируют, также очень разный. Кроме того, регулирующие нормы (законодательные акты, постановления), которые должны сгладить различия, принимаются с трудом.
Например, планируемое введение предварительного электронного информирования упростит порядок пересечения границы для перевозчиков и грузоотправителей. Но возникает вопрос о готовности всех сторон ЕЭП к такому шагу. Предварительное электронное информирование (извещение) уже работает на добровольных началах в Беларуси через портал РУП «Белтаможсервис» для автоперевозок, РУП «Белинтертранс» – для железнодорожных, а в России через портал ФТС. Но для того чтобы организовать его в масштабах всего ЕЭП, кроме необходимого программного обеспечения, необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись). Органы, выдающие ЭЦП, в России и Беларуси разные, и вопрос о взаимном признании подписей технически и организационно достаточно долгий в силу специфики государственных органов, ведущих этот процесс (ФСБ в России и оперативно-аналитический центр при президенте в Республике Беларусь). Поэтому грузополучатель в России не может подать электронное извещение при ввозе товара через Беларусь и аналогично белорусский – при ввозе через РФ. А в Казахстане программное обеспечение для формирования и передачи ЭЦП вообще пока отсутствует.
Следующей проблемой является отсутствие возможности подать транзитную декларацию в электронном виде без бумажного носителя. Вопрос интеграции транзитных таможенных систем затягивается. Пока есть только обмен информацией о завершении транзитных процедур: российскими таможенными органами через специальный пост в Смоленской таможне, который передаёт информацию в Минскую центральную таможню (МЦТ) регламентированными по времени сеансами. Аналогичная процедура есть и в обратном направлении.
Казахстанская таможня направляет информацию в таможенный комитет при Минфине Казахстана, где формируются электронные реестры о подтверждении завершения таможенных процедур, после чего данные направляются в ФТС России и МЦТ Беларуси.
«Даже если будет решён вопрос о подаче таможенной декларации в электронном виде, остаётся нерешённой проблема ЭЦП, – говорит Михаил Козлов из Asstra AG. – Кроме того, существует ещё одно препятствие – отсутствие единой оперативной таможенной транзитной системы, аналогичной существующей в ЕС – NCTS (hew customs transit system). Такая система необходима для электронного оформления и контроля процедур общего транзита».
ПРИОРИТЕТЫ
Совет по транспорту Евразийского экономического сообщества принял комплексный план развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры в странах Таможенного союза. Согласно документу определены 7 приоритетных маршрутов и 140 проектов для реализации. Общий объём инвестиций запланирован в объёме $100 млрд. Планируется, что экономический эффект от их реализации в течение 10 лет составит 15% роста ВВП.