В конце прошлого года советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о создании Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Этой организации предстоит обеспечить централизованное управление инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования и отвечать за готовность путевого комплекса к пропуску поездов.
Принятое решение, как это часто бывает с нововведениями, вызвало определённое неприятие на первых этапах его внедрения. По моему мнению, в данном случае торможение связано со слабой информированностью руководителей среднего и линейного уровней, а также со стереотипами и отсутствием инициативы. Ряд сотрудников на местах пока активно не включились в процесс преобразований. Надеюсь, что это трудности переходного периода, которые быстро сойдут на нет.
Тем не менее важно, чтобы каждый сотрудник, а тем более руководитель структурного подразделения дирекции понимал, что основная цель создаваемой дирекции – это оптимизация издержек, повышение рентабельности перевозочного процесса и уровня безопасности движения.
С целью минимизации рисков, потери технологической устойчивости и управляемости процесс формирования Центральной дирекции инфраструктуры разделён на три этапа: на первом этапе, во II квартале этого года должен быть создан аппарат управления Центральной дирекцией инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Необходимо запустить централизованное управление инфраструктурным комплексом, изменить процесс планирования и контроля исполнения работ, повысить хозяйственную самостоятельность служб инфраструктурного комплекса.
Реализация второго этапа будет проходить в течение всего 2011 года. Он включает в себя: создание территориальных дирекций инфраструктуры (эта работа уже выполнена), формирование нормативной базы, необходимой для перехода к планированию затрат на текущее содержание по оценке фактического состояния инфраструктуры, отработку процедур взаимодействия между создаваемой Центральной дирекцией инфраструктуры и другими функциональными дирекциями на всех уровнях управления.
На третьем этапе до начала 2013 года территориальные дирекции инфраструктуры переходят в состав Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
Хотелось бы отметить ряд проблем, которые уже возникают или могут возникнуть в будущем. Вопросы взаимодействия линейных подразделений внутри территориальной дирекции инфраструктуры на железных дорогах были хорошо отработаны и регламентированы инструкциями профильных департаментов. В них определён порядок взаимодействия, разработаны технологии централизованного управления перевозками во взаимодействии с дирекциями управления движением, тяги, инфраструктуры и сбыта. В то же время регламент взаимодействия создаваемых вертикалей управления на дорожном и центральном уровнях необходимо ещё разрабатывать. Поэтому сегодня одной из ключевых задач является создание регламентов взаимодействия структурных подразделений и отделов, входящих в состав Центральной дирекции инфраструктуры на горизонтальном и вертикальном уровнях управления.
Ещё один острый вопрос – уровень свободы различных предприятий, входящих в дирекцию. Выстроенная на железных дорогах система жёсткого бюджетирования позволяет управлять расходами и контролировать все параметры деятельности тех или иных подразделений ОАО «РЖД». Обратной стороной такой централизации является сдерживание разумной инициативы руководителей в принятии решений. Это не способствует росту творческого потенциала менеджмента. При ликвидации отделений в соответствии с планами реформирования планировалось расширить полномочия линейных предприятий за счёт передачи им части функций бывших отделений.
Однако всё произошло иначе. Функции и полномочия отделений оказались переданы на уровень отраслевых служб железных дорог. В то время как ответственность за содержание объектов инфраструктуры и фактически за пропуск поездов ложится на линейные подразделения дирекции. На мой взгляд, это неправильно.
Сейчас руководство компании оценивает сложившуюся ситуацию и разрабатывает меры по её исправлению. Нужно дать больше самостоятельности линейным подразделениям, поднять их статус, тогда они заработают более эффективно. Важно найти грань между производственной дисциплиной и инициативой работников в рамках заведомо определённого процента коммерческого риска и при условии гарантированного обеспечения безопасности движения.
Особое внимание в процессе реформирования необходимо уделить сегменту путевых машин, который в настоящее время насчитывает более 8 тыс. единиц специального подвижного состава, машин для ремонта и текущего содержания пути, моторно-рельсового транспорта, снегоуборочной техники и т.д.
К сожалению, при существующей структуре управления путейской техникой взаимодействие между дорожными дирекциями по эксплуатации и ремонту путевых машин (ДПМ) и дирекциями по ремонту пути (ДРП) организовано недостаточно эффективно. Чтобы решить эту задачу, необходимо перераспределить машины между службами пути, ДПМ и ДРП в соответствии с объёмами выполняемых ими работ. Внедрить необходимое количество путевых машин с новыми функциональными возможностями, отвечающими требованиям скоростного и высокоскоростного движения. ДПМ же будут следить только за техническим состоянием машин во время сезонных работ.
В компании существуют планы технического перевооружения и реинжиниринга производства путевых машин. Стратегия группы заводов «Ремпутьмаш» предполагает рост выручки компании за счёт реализации проектируемых высокопроизводительных машин и роста доли группы в их кооперационном производстве. Капитальный ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание путевой техники лягут на плечи «Ремпутьмаша», имеющего соответствующие мощности и технологии. В связи с этим на всей сети железных дорог будут созданы специализированные предприятия сервисного обслуживания (сейчас они есть только в европейской части страны).
Создание инфраструктурной дирекции – одно из ключевых этапов реформирования железнодорожного транспорта. Задача подобного масштаба требует от всех вовлечённых в этот процесс не только исполнительской дисциплины и ответственности при реализации намеченных этапов реформирования, но и творческой активности руководителей на местах. Во многом от вас будет зависеть успешность реализации задуманного.
Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства
Рубрики: Реформа холдингаДолгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре
Рубрики: Реформа холдингаСводы правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются
Рубрики: Реформа холдингаВ РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития
Рубрики: Реформа холдингаДля покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия
Рубрики: Реформа холдинга