Проекты – победители сетевого конкурса «Новое звено – 2022» готовятся к тиражированию на всю сеть ОАО «РЖД».
В этом году для участия в молодёжном конкурсе «Новое звено» поступило более 2 тыс. работ. Представленные проекты охватывали такие направления, как информатизация и связь, пассажирские перевозки, путевое хозяйство, управление движением и многое другое. В суперфинал конкурса вышли 10 работ, из которых три стали победителями.
Первое место занял проект «Беспилотная радиоизмерительная система (БРИС)». Его представила команда Новосибирской дирекции связи, в которую вошли старший электромеханик Максим Головатый, электромеханик Юрий Лукинских, ведущие технологи лаборатории связи Виталий Кондратьев и Павел Полозков. Их разработка способна производить контроль параметров инфраструктуры по аналогии с вагоном-лабораторией. Подробнее о победившем проекте мы писали в прошлом номере журнала (
№ 9 (83) 2022).
Умный свет
Команда Приволжской дирекции управления движением заняла второе место на конкурсе с проектом, позволяющим существенно снизить затраты на потребление электроэнергии. Разработка «Умный свет» представляет собой достаточно перспективный способ оптимизации освещения на станциях, где применяются системы интеллектуального освещения.
«Мы провели анализ затрат на оплату освещения парков станции Им. Максима Горького за 2020 и 2021 годы, – рассказывает технолог I категории производственно-технического отдела железнодорожной станции Им. Максима Горького Валентина Затона. – Нами рассматривался парк «Д», в который прибывают транзитные поезда. Только с половиной из них предусмотрены гарантийные работы. Однако путь и поезд освещаются во всех случаях, даже когда в этом нет производственной необходимости. При этом максимальное использование интеллектуального освещения построено только на включении и выключении ламп с учётом солнечного дня».
В качестве решения по оптимизации энергопотребления было предложено использовать специальный программный модуль, который объединит систему интеллектуального освещения с автоматизированной системой управления станцией (АСУ СТ).
На практике это работает следующим образом. После того как дежурный по станции оградит поезд, оператор пункта технического обслуживания вводит в АСУ СТ сообщение о старте техосмотра. Специальный модуль обрабатывает это сообщение и передаёт на сервер, который воспринимает информацию как команду на включение освещения на 100%. После завершения техосмотра и ввода соответствующего сообщения об этом данные также будут обработаны и освещение снизится до установленных параметров.
Как отмечают авторы проекта, снижение потребления электроэнергии происходит в результате более эффективного подбора сценариев освещения путей. И всё это обеспечивает предложенный модуль. Применение данной системы позволяет усилить контроль за соответствием введённой информации в автоматизированные системы и фактическим выполнением технологических операций работниками.
«На основе эффективного подбора сценариев освещения путей парков мы рассчитываем снизить количество потребляемой электроэнергии вдвое», – подчёркивает Валентина Затона.
В настоящее время разработка проходит опытную эксплуатацию на станции Им. Максима Горького. При положительных результатах проект «Умный свет» уже в следующем году можно будет начать внедрять на других станциях, где имеется интеллектуальное освещение.
Модернизация систем обогрева
Третье место на «Новом звене» в этом году занял проект Забайкальской дирекции по ремонту пути. Молодые новаторы предложили своё решение по модернизации систем обогрева модулей технического сопровождения и обслуживания (МТСО).
Сейчас вагоны МТСО отапливаются за счёт топливной форсунки дизель-генераторной установки. У этого есть свои минусы, например высокий расход топлива.
«Для решения проблемы предлагается установить в действующую систему отопления электроводонагревательную систему, которая включает в себя электрокотёл, полипропиленовые патрубки и циркуляционный насос», – рассказывает о сути проекта технолог I категории сектора новых технологий путевой машинной станции (ПМС) № 11 Забайкальской дирекции по ремонту пути Роман Убинин.
Причём для подключения электрокотла мощностью 9 кВт·ч не требуется менять электрическую схему питания. Поскольку в заводских модулях установлены две дизель-генераторные установки, мощностью 16 кВт·ч каждая.
«Дополнительный электрокотёл можно будет использовать на стоянке на станциях от точки отбора мощности 220В/380В», – поясняет также Роман Убинин.
Замена дизельной системы на электронагревательную имеет целый ряд преимуществ. Например, обеспечивается поддержание комфортной температуры без резких перепадов. В том числе на 60% экономится дизельное топливо и на 40% снижается износ двигателя внутреннего сгорания. Уменьшатся также и выбросы от работы дизельной установки. Разработка уже год действовала без замечаний на ПМС Черновская.
«Подтверждённый экономический эффект на один вагон МТСО составляет более 200 тыс. руб. в год, – подытожил Роман Убинин. – После тиражирования проекта мы получим экономический эффект в 8,3 млн руб. в год по Забайкальской дирекции по ремонту пути».
В настоящее время авторы активно готовят проект к тиражированию. Проводятся завершающие испытания, сводятся воедино полученные результаты для передачи заводу-изготовителю, чтобы получить разрешение на дальнейшую эксплуатацию.
В Забайкальской дирекции по ремонту пути электрокотлами оборудовано восемь вагонов МТСО. В следующем году к ним планируется добавить ещё 28 вагонов.
Пневматическая линия
Забайкальская дирекция по ремонту пути также стала лауреатом конкурса «Новое звено – 2022». Проект «Пневматическая линия на участке монтажа/демонтажа рельсошпальной решётки» вошёл в десятку лучших разработок.
Для ремонта рельсошпальной решётки (РШР) в ПМС используются бензиновые шурупогаечные ключи. Они имеют ряд недостатков, в том числе низкую производительность, высокую стоимость, а также вес в более чем 100 кг, из-за чего для их перемещения нужны двое работников. Кроме того, для работы этих ключей требуется использование горюче-смазочных материалов (ГСМ).
«Мы предлагаем заменить бензиновые шурупогаечные ключи на пневматические, – рассказывает начальник сектора новых технологий Забайкальской дирекции по ремонту пути Виктор Емельянов. – Для этого необходимо внедрить пневматическую линию на участке ремонта РШР».
Предлагаемое решение позволит снизить уровень шума, а также повысить производительность и объёмы ремонта пути.
Инструмент станет легче на 90 кг, а для его работы и содержания больше не потребуется ГСМ. Также реализация проекта снизит эксплуатационные и инвестиционные затраты компании. Как отмечают забайкальские новаторы, внедрение пневмогайковёрта на одной ПМС может сэкономить 0,8 млн руб. в год.
«На сегодняшний день мы внедрили пилотное решение на своём участке ПМС-11, – рассказывает Виктор Емельянов. – В 2023 году планируем тиражирование на другие ПМС, что существенно увеличит эффективность работы путевого комплекса на полигоне дороги».
Алексей Алеев