Идеи молодых
От идеи до практического применения
На площадке XIV Слёта молодёжи подвели итоги сетевого конкурса «Новое звено – 2022». В этом году экспертное жюри рассматривало более 2 тыс. работ, в суперфинал из них вышли всего 10. Предложения молодых железнодорожников касались очень разных сфер – от лабораторных исследований до улучшения условий труда.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов отметил, что уровень представленных идей и инициатив свидетельствует о погружённости и вовлечённости сотрудников в решение задач компании.
Все проекты-призёры найдут практическое применение на сети железных дорог. По словам заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Анатолия Храмцова, они имеют ярко выраженную экономическую эффективность и заметную инновационность.
«Пять проектов комиссия рассматривала вне конкурса. Учитывая прошлогодний опыт, мы понимаем, что в 10 проектов мы не можем вместить все, которые реально эффективны и очень интересны», – подчеркнул он.
В связи с этим Анатолий Храмцов предполагает, что если алгоритм оценки останется прежним, то организаторы, возможно, пересмотрят число финалистов к следующему году.
В тройке лидеров проекты «Беспилотная радиоизмерительная система «БРИС», «Модернизация системы обогрева модулей сопровождения» и «Умный свет». Они были представлены первому заместителю генерального директора ОАО «РЖД» Сергею Кобзеву.
Оптимизировать процесс
Победу одержала команда Новосибирской дирекции связи. В неё вошли старший электромеханик Максим Головатый, электромеханик Юрий Лукинских, ведущие технологи лаборатории связи Виталий Кондратьев и Павел Полозков. Проект «Беспилотная радиоизмерительная система «БРИС» предназначен для проведения измерений параметров радиосвязи на железнодорожном транспорте.
На текущий момент все данные связи определяет лаборатория, выходящая в рейс раз в квартал, – вагон, в котором работают инженеры и обслуживающий персонал.
«Хотелось облегчить работу и себе, и людям, не снижая притом качество выполняемых работ и не увеличивая затраты на проведение измерений», – объясняет идею проекта Максим Головатый.
На этапе финальных доработок, отмечают создатели, пришло понимание, что полная автоматизация – лучшее решение. По задумке, оно позволит обеспечить непрерывный ежедневный мониторинг. «Мы решили уместить весь этот функционал в один небольшой чемодан, который можно будет поставить в кабину любого подвижного состава. Он автоматически измеряет сигнал и отправляет данные оператору, после чего они отражаются на онлайн-карте».
Одной из ключевых особенностей проекта создатели называют программное обеспечение системы. Оно разделено на две части и написано на языках C++, PHP, JavaScript, HTML.
«Нами был разработан интерфейс для более удобного отслеживания уровня сигнала. Код сам показывает те места, куда следует обратить внимание, например если сигнал вышел за рамки», – рассказывает Юрий Лукинских.
Первая часть, с мобильным блоком, работает с измерительными приборами, установленными в чемодане, для сбора информации, которая далее отправляется на сервер. Вторая часть – серверная – предназначена для аккумулирования и построения графика системой.
То есть теперь электромеханики смогут получать информацию о превышении сигнала, если по их участку проехал БРИС.
По признанию разработчиков, коллеги и руководство поддерживали их на всех этапах. В числе их и главный инженер Новосибирской дирекции связи Олег Конопелькин, который всегда был на связи с командой и обеспечивал необходимое взаимодействие между подразделениями Западно-Сибирской железной дороги.
Беспилотную радиоуправляемую систему тестировали с 2019 года. Опытный образец уже работает на Западно-Сибирской железной дороге. К 2023 году авторы рассчитывают завершить интеграцию на своём участке, чтобы впоследствии равномерно распространить разработку по всей сети.
Виктория Елетина