Осенью правительством приняты важные решения, которые на перспективу определят вектор развития российских железных дорог, транспортной системы страны, а в итоге станут драйвером всей экономики. В декабре, как ожидается, будет принят и семилетний стратегический план – Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
Магистральный план
Распоряжением правительства № 2101 от 30 сентября утверждён Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Разработанный в рамках исполнения майского указа № 204 президента России, он предусматривает развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов и повышение уровня экономической связанности территории России за счёт расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.
В транспортную часть Комплексного плана включены проекты «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Внутренние водные пути».
«Приоритет транспортной части комплексного плана – инновационное преобразование отрасли инфраструктурного строительства. В этих целях планируется внедрение и широкое применение передовых технологий и лучших практик, цифровизация транспортной отрасли и логистических процессов», – говорится в справке к правительственному документу.
Стоимость транспортной части плана – 6,3 трлн руб., из них 3 трлн должны поступить из федерального бюджета. «Мы ожидаем, что на реализацию Комплексного плана «частники» привлекут порядка 1,5 трлн руб. и мы выйдем на соотношение государственного и частного финансирования по этим проектам около 50% государственных денег и 45% частных», – сообщил министр транспорта Евгений Дитрих.
Большую часть средств – 655 млрд руб. – планируется потратить на строительство и реконструкцию дорог в транспортном коридоре Европа – Западный Китай (из них бюджетных – 390 млрд, привлечённых – 265 млрд руб.).
Объём финансирования проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» до 2024 года составит 1,253 трлн руб. Он предусматривает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 182 млн тонн, что в полтора раза больше по сравнению с нынешним показателем (в сутки планируется курсирование 129 пар поездов), а также перевозку контейнеров по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы РФ за семь дней вместо нынешних девяти. Кроме того, планируется увеличить объём транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза.
При этом средняя скорость доставки контейнера предполагается на уровне 1319 км/сут. По информации директора по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексея Шило, этот показатель составляет не менее 1 тыс. км/сут., а до конца 2018 года планируется выйти на 1,15 тыс. км/сут.
Железнодорожная часть плана также включает формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна. Итогом её реализации должны стать увеличение экспорта услуг транзитных перевозок на 35%, завершение в 2024 году строительства первого этапа высокоскоростной магистрали Москва – Казань на участке Железнодорожный – Гороховец с организацией движения от Москвы до Нижнего Новгорода.
Инвестиционная программа
«О проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» – такова была тема заседания кабинета министров 8 ноября. По итогам заседания было принято решение в 2019–2021 годах завершить следующие инвестиционные проекты: первый этап модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, а также реконструкцию участка Морозовская – Волгодонская.
Должен быть выполнен основной комплекс мероприятий по развитию Центрального транспортного узла, подходов к портам Северо-Западного бассейна, строительству обхода Саратовского узла, а также по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока.
Также запланированы работы по реализации второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, развитию направления Пермь – Соликамск, строительству обхода Пермского железнодорожного узла.
Кроме того, будет продолжена реализация проектов, связанных с повышением транспортной доступности населения страны, включая мероприятия по развитию инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса и реконструкции вокзальных комплексов дальнего сообщения, а также обновление моторвагонного и тягового подвижного состава.
«Планируемый объём инвестиционной программы на 2019 год – более 680 млрд руб., на 2020-й – свыше 820 млрд, на 2021-й – 745 млрд руб.», – объявил на заседании премьер-министр Дмитрий Медведев.
Таким образом, объём инвестиционной программы с 2019 по 2021 год составит 2,3 трлн руб. «Понятно, что здесь возможны корректировки в ту и другую сторону в зависимости от того, как будут расставлены приоритеты и как будут осваиваться эти средства. Направить их нужно, конечно, на решение наиболее важных задач, которые стоят перед РЖД», – отметил глава правительства.
В основу формирования финансового плана был положен официальный прогноз социально-экономического развития России, подготовленный в октябре экспертами Минэкономразвития России. В соответствии с ним объёмы погрузки на сети РЖД в 2019 году вырастут до 1,309 млрд тонн, то есть на 1,5% к ожидаемому уровню погрузки на 2018 год. Основное увеличение (+3,2%) придётся на экспортные грузы.
Глава Минтранса Евгений Дитрих, выступая на заседании, заявил, что драйверами роста погрузки станут уголь, руда, минеральные удобрения и стройматериалы. По его словам, на 2019 год грузооборот по инфраструктуре прогнозируется не менее 3,373 трлн ткм (+2,6% к запланированному уровню 2018 года). На период 2020 и 2021 годов ожидается ежегодный рост погрузки на 2,3%, а общий рост грузооборота – на 2,5% в год.
«Для выполнения масштабного объёма перевозок требуется содержать инфраструктуру в надлежащем состоянии. Первостепенной задачей для поддержания безопасности движения поездов является снижение количества локомотивов и километров пути с просроченным капитальным ремонтом», – сказал Евгений Дитрих.
По его словам, на начало 2019 года будет эксплуатироваться 24,8 тыс. км со сверхнормативным пропущенным тоннажем (примерно 19,7% развёрнутой длины главных путей). На участках длиной более 13 тыс. км имеется ограничение скорости движения поездов. За три года планируется сократить протяжённость участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем на 8,9%, или на 2,2 тыс. км к уровню начала 2019 года. Также планируется сократить на 7,3% протяжённость участков с имеющимися ограничениями скорости – более 1 тыс. км к уровню начала 2019 года.
Он рассказал, как именно планируется потратить 2,3 трлн руб. в рамках трёхлетней инвестиционной программы. За счёт этих средств планируется реконструировать 17 тыс. км железнодорожного пути. На обновление технологической инфраструктуры и обеспечение безопасности предусмотрено 343 млрд руб., ещё 397 млрд будет направлено на реализацию проектов по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной сети, 235 млрд руб. – на проекты развития, 31 млрд – на повышение транспортной доступности для населения благодаря развитию инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса и реконструкции вокзалов.
На обновление подвижного состава предполагается потратить 386 млрд руб. На эти деньги планируется приобрести более 1,8 тыс. новых локомотивов и около 750 единиц моторвагонного подвижного состава.
Прогнозируется, что рост доходов от перевозок за 2019–2021 годы составит 19,7%, при этом EBITDA (прибыль до вычета всех налогов и сборов) вырастет на 32,6% – до 500 млрд руб., а чистая прибыль в 1,8 раза – до 31,7 млрд руб. Чистую прибыль, за исключением дивидендов по привилегированным акциям, предполагается направить на реализацию инфраструктурных проектов Магистрального плана.
Линия горизонта
По словам Дмитрия Медведева, финансовый план и инвестпрограмма холдинга на три года являются составляющей частью Долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО «РЖД» на период до 2025 года. Эта программа разрабывается с осени прошлого года и включает все проекты, перечисленные в майском указе № 204 президента России: увеличение пропускной и провозной способности дорог Восточного полигона, расширение подходов к портам Дальнего Востока, Юга и Северо-Запада страны, рост скорости перевозки транзитных контейнерных грузов с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней и увеличение их объёма в четыре раза.
Общий объём инвестиций холдинга до 2025 года, согласно оптимистичному сценарию, составит 5,8 трлн руб., а с учётом средств сторонних инвесторов объём инвестиционной программы холдинга составит около 9,8 трлн руб. Базовый сценарий, как сказал глава холдинга Олег Белозёров на круглом столе «Закупки ОАО «РЖД». Открытый диалог» 22 ноября, предсматривает инвестиции самой компании в этот период времени в размере 4,7 трлн руб., а объём привлечённых средств – 4 трлн руб. (в сумме – 8,7 трлн руб.).
В ДПР предусмотрены значительные расходы на цифровизацию, обновление локомотивного парка и инфраструктуры, а также рост погрузки и пассажирооборота. Также планируются ежегодный рост производительности труда на 5% в год, оптимизация расходов за счёт внедрения цифровых технологий, тяжеловесного движения и бережливого производства. Предполагается, что накопленный эффект от оптимизации достигнет 1,1 трлн руб.
Проект программы был рассмотрен на совещании правительства, прошедшем 29 октября на станции Бекасово-Сортировочное. По его итогам правительство поручило Минтрансу согласовать проект с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой и внести на рассмотрение не позднее 1 декабря этого года.
Лев Кадик