Владимир Никитин
начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.
Трудовые будни
Задача – рост эффективности работы персонала
Учитывая, что в транспортной компании порядка 40% затрат составляют затраты на персонал, то эффективность трудовых ресурсов – зона особого внимания.
Для определения необходимой численности персонала в компании создана нормативная база – более 400 сборников норм времени и нормативов численности, включающих около 100 тыс. норм труда, типовые штатные расписания. Она постоянно актуализируется.
Специалисты по организации и нормированию труда работают во взаимодействии с инженерным блоком компании. Например, в результате изменения периодичности обслуживания и контроля инфраструктуры на разных классах железнодорожных линий и изменения периодичности проверки верхнего строения пути вагонами-дефектоскопами были пересмотрены нормативы и снижена численность персонала.
Следующий вопрос – рациональное использование рабочего времени. Критерии определения требуемой численности персонала задаются из корпоративного центра, здесь же разрабатываются и утверждаются нормативные документы, а рациональное использование рабочего времени – это область деятельности руководителей и специалистов всех уровней. Для этого проводится исследование рабочего времени (фотографии рабочего дня, хронометражи); применяются инструменты бережливого производства (картирование, 5S, визуализация и другие); изучаются лучшие практики (применяется как внутренний, так и внешний бенчмаркинг). На основании этого руководители принимают решения по оптимизации производственных процессов, повышении их эффективности. Например: совмещение профессий или расширение зон обслуживания (решается проблема малозагруженных/ незагруженных рабочих мест); изменение режимов труда, в том числе применение гибких форм организации труда; оптимизация организации производственного процесса (например, изменение/перенос пунктов явки локомотивных бригад, изменение схем доставки работников/ материалов и др.); совершенствование организационно-штатной структуры.
Подготовка таких предложений на полигоне железных дорог – одна из задач центров повышения эффективности трудовых ресурсов, которые созданы в результате трансформации дорожных лабораторий методов и нормирования труда. В этом году в качестве «пилота» такие центры созданы на Свердловской и Куйбышевской железных дорогах.
И, наконец, по вопросу квалификации персонала. В компании применяется более тысячи наименований профессий и должностей работников, 196 из них – специфичные для железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» является активным участником вводимой в стране национальной системы квалификаций, фундамент которой – профессиональные стандарты. На текущий момент утверждено 55 профстандартов, специфичных для железнодорожного транспорта, ещё три находятся на утверждении. Они охватывают примерно 70% от численности работников холдинга «РЖД» по 135 профессиям и должностям. До конца 2020 года по «своим» стандартам разработка должна быть завершена. На предприятиях железнодорожного транспорта также используется 121 стандарт, разработанный иными организациями по межотраслевым видам деятельности с участием экспертов компании.
С развитием технологий появляются новые профессии. Инициатором их введения выступают технический и производственный блоки компании. Процедура содержит регламентированные шаги: описание трудовых функций; формирование требований по квалификации; разработка профессионального стандарта; внесение изменений в нормативную базу; разработка и внедрение оценочных средств.
Так, в 2017 году были разработаны объединённые профессии: монтёр и бригадир по обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры для дистанций инфраструктуры, оператор по управлению и обслуживанию локомотива для новой технологии дистанционного управления горочными локомотивами.
Сейчас разрабатываются профстандарты для электромеханика железнодорожной инфраструктуры; мастера и начальника участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, которые будут использоваться на малоинтенсивных участках; для дежурного по горочному автоматизированному комплексу, осуществляющего управление движением поездов с помощью системы интеллектуального управления перевозочным процессом.
Именно системная работа обеспечит производство своевременно и качественно подготовленным работником, а в совокупности принимаемых мер в компании – эффективно работающим персоналом.
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),
Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня
Рубрики: Кадровый вопрос