Внедрение полигонной модели управления перевозками требует обеспечения отрасли кадрами, обладающими соответствующими профессиональными знаниями, навыками и компетенциями. Подготовкой таких специалистов занялся Российский университет транспорта (МИИТ) в рамках авторских классов. О том, как учат студентов, «Пульту управления» рассказал директор Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ) Сергей Вакуленко.
– Каковы перспективы развития полигонных технологий в стране?
– В настоящее время на железнодорожной сети выделен Восточный полигон, включающий в себя Дальневосточную, Забайкальскую, Красноярскую и Восточно-Сибирскую дороги. Оставшаяся часть сети является Западным полигоном. Существует несколько вариантов её разделения на полигоны управления движением. Однако окончательный вариант ещё не сформирован.
– В чём преимущество полигонной модели управления перевозками по сравнению с региональными принципами управления?
– Сегодня переход к полигонным принципам планирования и управления перевозочным процессом является ключевым направлением развития производственного блока ОАО «РЖД». Это обусловлено масштабностью стоящих перед компанией задач как в сфере технологического взаимодействия внутри холдинга, так и при обеспечении перевозочного процесса в масштабе сети, а также стремительным развитием и использованием современных информационных и технологических инструментов моделирования работы сети дорог. Применение полигонных технологий позволит снизить эксплуатационные затраты ОАО «РЖД» за счёт устранения границ и искусственных барьерных мест.
– Как это будет выглядеть на практике?
– Переход от региональных принципов управления, планирования и организации движения поездов к полигонной модели управления перевозками меняет существующую модель перевозочного процесса. Ключевой принцип работы в новых условиях – унификация параметров технологий, инфраструктуры, исключение противоречий на границах дорог. Внедрение полигонных технологий обеспечит повышение устойчивости и эффективности перевозочного процесса. Преимущества состоят также в оперативности координации и согласования основных параметров планирования перевозочного процесса за счёт чёткой реализации сквозных технологических процессов и возможности комплексно решать проблемы функционального и территориального взаимодействия участников процесса доставки грузов.
– В МИИТе создан авторский класс «Полигонные технологии эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД». В чём его задача?
– Для подготовки высококвалифицированных специалистов и сокращения срока их адаптации на рабочем месте на кафедре «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ) в 2016/17 учебном году проводилась подготовка студентов по программе дополнительного профобразования «Полигонные технологии эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД». Студенты специальности «эксплуатация железных дорог» обучались по методу «авторский класс». Заказчиком данной программы выступила Центральная дирекция управления движением ОАО «РЖД». Обучение в рамках авторского класса предусматривает специализированную подготовку специалистов сверх государственных образовательных стандартов по актуальным вопросам повышения качества перевозочного процесса с учётом принципов клиентоориентированности, технологического обеспечения организации и управления процессом работы полигонов железнодорожной сети, освоения основных принципов комплексного планирования и прогнозирования перевозок, нормирования и управления вагонными парками разных собственников, мониторинга и оперативного управления продвижением поездо- и вагонопотоков на основе автоматизированных систем управления работой полигонов. Подчеркну, обучение проводилось по инициативе и в интересах заказчика.
– Как проходил отбор слушателей?
– К обучению в авторском классе по результатам конкурса были отобраны студенты специальности «эксплуатация железных дорог», имеющие хорошую и отличную успеваемость, владеющие иностранным языком, проявившие в период обучения лидерские качества и стремление к освоению новых знаний.
– Каким образом проходило обучение?
– На освоение учебного плана было отведено 450 часов. Программой предусмотрено теоретическое, аудиторное и дистанционное обучение по вопросам организации эксплуатационной работы в условиях полигонных технологий, планирования и управления поездной работой. В реализации программы участвовали ведущие профессора и директора университета, специалисты АО «ВНИИЖТ», ОАО «НИИАС», АО «ИЭРТ», а также опытнейшие работники и руководители Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» и её региональных подразделений, на практике реализующие новую технологию.
В программу теоретического обучения включён ряд курсов: «Холдинговая структура управления ОАО «РЖД». Производственные бизнес-блоки», «Обоснование структуры полигонов управления эксплуатационной работой сети. Предпосылки перехода на полигонные принципы управления», «Оптимизация параметров поездной работы полигонов сети. Полигонные унифицированные нормы веса и длины поездов», «Управление тяговыми ресурсами на полигонах сети, ЦУТРы, их работа и показатели», «Комплексное техническое развитие инфраструктуры полигонов сети», «Организация вагонопотоков и маршрутизация перевозок на полигонах сети» и другие.
Студенты также изучили предпосылки перехода на полигонные принципы управления и процессное управление эксплуатационной работой, программу развития вертикали по повышению эффективности производственной деятельности за счёт совершенствования работы на основе использования научно-технических достижений отрасли. Особое внимание уделено методам диспетчерского управления на полигонах и режимам поездной работы, а также концепции системы менеджмента безопасности движения.
Слушателей ознакомили с нормативно-техническим обеспечением безопасности движения на полигонах сети, способами рациональной организации вагонопотоков на полигоне железнодорожного узла во взаимодействии с работой полигона, автоматизированными системами планирования и управления работой полигонов. Не менее важным стало изучение задачи развития инфраструктуры полигонов сети в Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта и цели создания центров управления тяговыми ресурсами на полигонах сети.
В конце обучения студенты выполнили научно-исследовательские работы по согласованной с заказчиком тематике. Исследовательская работа носила прикладной характер и выполнялась в рамках комплексного дипломного проекта на тему «Обоснование параметров полигонных технологий эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД». Объектами для разработки тематики были Смоленский регион и технические станции Тульского региона Московской дороги, направление Савёлово – Сонково – Мга Октябрьской дороги, Нижегородский железнодорожный узел и участок Канаш – Сергач – Вековка Нижегородского региона Горьковской дороги, Архангельский и Сольвычегодский регионы, станции участка Вологда – Коноша Северной дороги, узел Лиски, железнодорожный полигон Елец – Казинка, направление Кочетовка – Новороссийск, взаимодействие станции Казинка-2 с ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Юго-Восточной дороги.
Все 14 дипломных проектов защищены на «отлично» перед аттестационной комиссией из числа профессорско-преподавательского состава и представителей заказчика. Вручение сертификатов об окончании программы состоялось 29 июня 2017 года.
Полученные результаты имеют большое практическое значение и приняты к внедрению на Юго-Восточной, Горьковской и Северной дорогах, а также могут быть использованы для разработки технологий по освоению перспективных объёмов перевозок ОАО «РЖД» до 2025 года на рассматриваемых станциях, участках и направлениях сети дорог.
– Каким образом была построена практическая часть обучения студентов авторского класса?
– Были проведены научно-исследовательская практика и выездные стажировки в структурных подразделениях копании: Диспетчерском центре управления перевозками (ДЦУП) и Логистическом центре (ДЛЦ) Октябрьской дирекции управления движением, на станции Лужская и в порту Усть-Луга, ДЦУП Северной дирекции управления движением, Центре управления тяговыми ресурсами (ЦУТР) Северного полигона, на станции Ярославль-Главный, ДЦУП и ЦУТР Московской дирекции управления движением, на сортировочных станциях Московской железной дороги, в Центре управления перевозками (ЦУП) и Главном вычислительном центре ОАО «РЖД», в Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».
– Какую квалификацию получают выпускники после успешного прохождения обучения?
– После защиты дипломных проектов студентам выданы удостоверения о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Полигонные технологии эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД».
– Насколько востребованы выпускники первого набора авторского класса на производстве?
– В процессе обучения студенты получили профессиональные навыки и компетенции, позволяющие рассчитывать количественные и качественные показатели эксплуатационной работы с учётом перехода на полигонные принципы управления, использовать математические модели и проводить расчёты по усилению пропускной и провозной способности железнодорожных линий полигона, вычислять нормы потребного парка локомотивов грузового движения и штата локомотивных бригад, показатели графика движения поездов на участках полигона, проводить технико-экономическое обоснование вариантов организации вагонопотоков на полигонах сети и анализировать их, рассчитывать размеры передаточного и вывозного движения на полигоне железнодорожного узла, готовить аналитические записки, презентационные проекты и публичные выступления по результатам выполненных исследовательских работ, изученных вопросов, проведённых экскурсий и стажировок, применять полученные знания по курсу в практической деятельности.
По завершении подготовки специалистов по новому методу обучения компания получила квалифицированные кадры инженеров путей сообщения, подготовленных не только теоретически, но и обладающих практическим опытом организации эксплуатационной работы, управления движения и технологическими процессами работы станций и полигонов на сети ОАО «РЖД».
– Планируется ли новый набор по программе?
– Сейчас в нашем институте совместно с Центральной дирекцией управления движением ОАО «РЖД» и Департаментом управления персоналом компании разработана программа дополнительного профессионального образования «Повышение эффективности работы сортировочных станций в системе взаимодействия вертикалей производственного блока и полигонов сети ОАО «РЖД» по технологии «авторский класс». Для обучения по ней в новом учебном году будут отобраны студенты специальности «эксплуатация железных дорог», прошедшие конкурсный отбор в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД».
Программа разработана в интересах компании. Решающую роль в организации перевозок с применением полигонных технологий управления, обеспечении стабильной и ритмичной работы всей сети железных дорог играют сортировочные станции. Они являются сердцем железных дорог, ведь от эффективной и продуктивной работы сортировочных станций зависит качество организации перевозочного процесса. В рамках внедрения полигонной модели управления перевозочным процессом в ОАО «РЖД» принято решение выделить из числа сортировочных и участковых станций технические станции полигонного уровня управления, которые будут обеспечивать бесперебойное продвижение и рациональное планирование транзита основного поездопотока, а также осуществлять контроль баланса локомотивного парка. В этих условиях особое внимание требуется уделять обеспечению железнодорожной отрасли высококвалифицированными кадрами, обладающими соответствующими знаниями, навыками и компетенциями, способными эффективно решать разноплановые профильные задачи, адекватно приспосабливаться к постоянно меняющейся эксплуатационной обстановке и принимать необходимые управленческие решения.
Беседовала Юлия Соловьёва