Компания «Российские железные дороги» является самым крупным работодателем: в ней трудятся 1,3% от общей численности занятых в экономике страны, то есть каждый 70-й работающий россиянин.
Всего же холдинг обеспечивает работой 1,6% трудоспособных жителей РФ, ещё около 1% занятости на рынке труда гарантируют регулярные заказы и инвестиционные проекты компании.
Миллионная армия сотрудников РЖД – главный актив и ценность компании. От того, насколько грамотно и эффективно используется человеческий капитал, как он развивается, зависит эффективность работы корпорации.
Именно поэтому Стратегия развития РЖД до 2030 года ставит перед холдингом задачу войти в Топ-5 наиболее привлекательных крупных компаний – работодателей России, привлекать к работе в холдинге лучших специалистов, гарантируя конкурентоспособность заработной платы, рост производительности и улучшение условий труда, современный социальный пакет.
В руководстве ОАО «РЖД» понимают: человеческое отношение к сотрудникам, обеспечение материального комфорта работников и членов их семей, возможность обучения, профессионального и карьерного роста – это залог конкурентных преимуществ компании на рынке труда.
САМЫЙ ДОРОГОЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
По наполненности Коллективного договора и объёму соцпакета работника ОАО «РЖД» уже традиционно входит в десятку лучших российских работодателей. Набор льгот и гарантий для сотрудников более чем на 2/3 превышает минимум, установленный федеральным законодательством. На выполнение этих обязательств у компании ежегодно уходит свыше 100 млрд руб.
В непростой финансово-экономической обстановке, которая не могла не затронуть РЖД, – это серьёзная статья расходов. Поэтому в процессе подготовки нового соглашения обсуждались разные варианты оптимизации, в том числе возможность сокращения льгот. Однако аргументы за их сохранение всё-таки перевесили.
В Коллективный договор на 2017–2019 годы в итоге вошли все основные льготы, гарантии и компенсации работникам и неработающим пенсионерам. Это и такие традиционные привилегии, как ежегодный бесплатный проезд железнодорожным транспортом по личным надобностям, оздоровление в ведомственных здравницах, компенсация за посещение фитнес-клуба. В тексте документа остался и такой важнейший раздел, как добровольное медицинское страхование (ДМС). Что касается негосударственного пенсионного обеспечения, то на каждый рубль, отложенный работником на корпоративную пенсию, компания добавляет свой.
Также сохранились доплаты и отпуска сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях труда. Даже если при специальной оценке условий труда (СОУТ) из-за смены методики понизился класс вредности, а фактические условия труда не изменились, компенсация останется на прежнем уровне.
Список льгот даже удалось расширить. Часть из них напрямую касается условий труда и отдыха. Так, все работники смежных служб, задействованные в длительных путевых «окнах» (больше четырёх часов), со следующего года получили право на питание. До сих пор это полагалось только путейцам. А члены локомотивных бригад будут получать питьевую воду в особо жаркую погоду.
Сотрудники Забайкальской дороги, купив путёвку в черноморский санаторий, теперь смогут так же, как и северяне, воспользоваться бесплатным авиабилетом. Кроме того, все работники компании без исключения теперь могут воспользоваться правом на проезд по личным надобностям на скоростных поездах. При этом предусмотрена и компенсация стоимости проезда в вагонах сторонних перевозчиков, таких как ЗАО «ТрансКлассСервис».
Так как новый договор будет действовать три года, а предугадать экономическую обстановку сегодня не берётся никто, в РЖД решили принять дополнительные меры по защите работников. Теперь при сокращении штата из кандидатов на увольнение (при равной квалификации и производительности труда) на рабочем месте оставят того, кому осталось менее двух лет до пенсии – правда, только если его стаж на железнодорожном транспорте превышает 20 лет. Если же положение будет совсем неблагоприятное, компания готова разработать специальные программы содействия занятости работников.
В Коллективном договоре предусмотрены и меры мотивации сотрудников. Это, в частности, поощрение за безаварийную работу. За 2014 и 2015 годы на эти цели было выделено по 2,8 млрд руб. Итоги этого года подведут в феврале 2017 года.
Кроме того, дополнительную мотивацию получили общественные инспекторы. Как минимум в ближайшие три года работодатель не сможет уволить или наказать их без разрешения профсоюза, а контролёры за свою работу будут получать дополнительный отпуск до трёх дней и материальные поощрения.
Однако пряник без кнута работает не всегда. Поэтому документ предусматривает лишение части льгот или даже их полную приостановку в том случае, если работник совершил серьёзную провинность. Так, за прогул или серьёзный брак могут сократить размер премии или вообще оставить без неё.
Реноме сотрудника будут учитывать при принятии решения о выделении ему путёвки.
В соглашении есть и ещё одно новшество. Льготы, дублирующие федеральное законодательство, но напрямую не касающиеся работников РЖД, в Коллективный договор в этот раз не вошли. Нормы, связанные, в частности, с пожарной или экологической безопасностью, РЖД соблюдают по закону, но это не является элементом социальной поддержки. Сохранив только реальные льготы и гарантии, договор попытались сделать не только более понятным для сотрудников, но и финансово прозрачным.
ЗАРПЛАТЫ И ИНДЕКСАЦИЯ
Заработная плата – один из главных стимулов для работника. В 2014–2015 годах правительство ограничило индексацию в естественных монополиях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Но в РЖД зарплаты всё-таки проиндексировали: в марте этого года – на 2,9% и в октябре – на 3,5%.
В ближайшие три года индексация зарплаты будет проводиться с учётом индекса роста потребительских цен на товары и услуги. В 2017 году с 1 марта – на 1,5% и в четвёртом квартале (с 1 октября) – локальным нормативным актом на основе прогноза цен. Если по итогам года будет зафиксировано отставание от уровня инфляции, отдельно будет проработан механизм доиндексации с учётом имеющихся на тот момент финансовых ресурсов.
Сегодня РЖД удерживают позиции по уровню конкурентоспособности заработной платы среди организаций основных видов экономической деятельности. Хотя это довольно сложно: рост зарплат, в частности в бюджетной сфере, не обеспечивается увеличением производительности труда, а в РЖД это обязательное условие для повышения зарплаты.
В настоящее время зарплата работников подразделений компании в 69 регионах (из 78) превышает среднюю по региону более чем на 120%. Еще в 7 регионах она чуть выше средней. А в Ямало-Ненецком АО и Сахалинской области – ниже средней по региону. Для повышения конкурентоспособности зарплат на региональных рынках труда в компании действует механизм регулирования через мониторинг и установление зональных надбавок работникам ведущих профессий в наиболее проблемных по текучести и укомплектованию кадров подразделениях. Для регионального регулирования зарплат работникам предусмотрен резервный фонд. Его источником являются 30% средств, высвобождаемых при оптимизации численности.
Для работников компании предусмотрены и другие стимулирующие выплаты. Так, Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» (КСОТ), в частности, предусматривает надбавки за профессиональное мастерство и классные звания, которые присваиваются работникам отдельных профессий и должностей.
Свою эффективность доказывает мотивация диспетчеров на снижение непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад. Поощрения, по действующему положению о дополнительном премировании диспетчерского аппарата, перечисляются ежеквартально исходя из достигнутых результатов. Зашкаливающие сверхурочные локомотивных бригад долгое время были одним из самых болезненных вопросов. Но теперь наметилась положительная динамика. Только за полгода при росте объёма перевозок время следования локомотивных бригад пассажирами удалось снизить на 14,8% к аналогичному периоду 2015-го. Стоянки на промежуточных станциях уменьшились на 0,9%. Работники диспетчерского аппарата получили премию в общей сумме 35,4 млн руб.
ЧТОБЫ НЕ ПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
Квартирный вопрос является важным для любой российской семьи. Работодатель, помогающий своим сотрудникам решить этот вопрос, автоматически получает конкурентное преимущество на рынке труда. ОАО «РЖД» проводит жилищную политику, направленную на привлечение и удержание квалифицированных кадров.
У компании есть собственный жилой фонд. Сегодня в многоквартирных домах и отдельно стоящих домиках, которые находятся на балансе компании, проживают более 40 тыс. человек. Это те железнодорожники, которым в силу специфики их деятельности необходимо жить вблизи от места работы, например начальники производственных участков. Особенно это актуально для отдалённых регионов. Именно поэтому жилые помещения ЖФК в первоочередном порядке предоставляются сотрудникам, работающим на удалённых железнодорожных станциях, перегонах и переездах, а также на значительном удалении от муниципальных образований. Кстати, наниматель подобного жилья может претендовать и на финансовую поддержку компании при покупке собственной квартиры.
В начале декабря на станции Саянской Красноярской дороги 60 железнодорожников получили ключи от собственных квартир в новом ведомственном доме. Большая часть новосёлов – молодые специалисты. Это дежурные по станции, машинисты и помощники, путейцы, электромонтёры, электромеханики службы автоматики и телемеханики. За последние годы на Саянской вырос целый железнодорожный микрорайон, включающий три 60-квартирных жилых дома и детский сад . А в ноябре на станции Вихоревка (ВСЖД) ввели в эксплуатацию 27-квартирный дом, предназначенный для работников стальных магистралей. В 2017 году компания планирует ввести в эксплуатацию 60,7 тыс. кв. м ЖФК.
Тем, кто мечтает стать собственником жилья, но не может позволить покупку недвижимости за собственные средства, компания помогает приобрести его в кредит. Начиная с 2006 года ОАО «РЖД» субсидирует часть затрат на уплату начисленных процентов по ипотечным кредитам. Так, при ставке ипотечного кредитования банком ВТБ24 и его аффилированными банками для железнодорожников в 12% годовых в рублях компания выплатит 7,5%. Для молодых специалистов-железнодорожников стоимость кредита ещё ниже: ставка ВТБ24 – 10,5%, а с учётом субсидии от компании кредитная нагрузка на заёмщика составит лишь 2% годовых.
По данным Департамента социального развития, за 11 месяцев текущего года было выдано 2086 субсидированных ипотечных кредитов. Из них 373 кредита было выдано на покупку квартир у ЗАО «Желдорипотека» – компании, которая была создана в 2001 году именно для решения жилищных проблем работников компании. По социальному заказу компания-застройщик ежегодно разрабатывает план строительства и продажи жилых помещений железнодорожникам. И в отличие от ситуаций, когда работник приобретает квартиру у стороннего застройщика, в случае с «Желдорипотекой» работник не рискует остаться без денег и квартиры. Кстати, если на сотруднике уже «висит» один ипотечный долг, который он недобросовестно выплачивает, в финансовой поддержке компания ему откажет.
Брать кредит готовы далеко не все. На этот случай в компании есть другой механизм – безвозмездная субсидия на часть стоимости приобретаемого жилого помещения. В 2016 году 60 человек получили субсидии на сумму более 100 млн руб. Механизм предоставления этой субсидии таков: компания переводит средства на расчётный счёт работника, а он может либо сразу оплатить приобретаемое жилье, либо взять кредит на его покупку. При этом сотрудник компании сам решает, будут ли это квадратные метры в многоквартирном доме или частный дом.
Правда, безвозмездные субсидии предоставляются только тем работникам, которые ранее не использовали право на льготное финансирование приобретения жилья в собственность. При этом компания строго следит за тем, чтобы процесс покупки квартиры был доведён до конца и деньги были потрачены именно на эти цели.
Концепция жилищной политики ОАО «РЖД» постоянно корректируется. Так, с начала 2017 года будет изменён порядок предоставления безвозмездной субсидии, на которую работник имеет право при рождении детей в период выплаты задолженности по ипотеке. Если раньше эта сумма рассчитывалась исходя из стоимости жилья в конкретном регионе, то с 2017 года субсидия станет фиксированной для всех железнодорожников независимо от места их проживания. Также с января работники, которые воспользовались льготной ипотекой и, не закрыв кредит, уволились (или были уволены) из компании, должны будут вернуть работодателю все средства, которые тот потратил на софинансирование этой ипотеки. Новшество коснётся руководителей и заместителей начальников подразделений аппарата управления, структурных подразделений компании, руководителей филиалов ОАО «РЖД». Если к моменту увольнения кредит был выплачен, вопрос задолженности закрывается автоматически.
УЧИТЬ МОЛОДЁЖЬ
Одной из главных инвестиций ОАО «РЖД» в персонал является целевая подготовка студентов. В результате такого подхода дороги гарантированно обеспечены специалистами, а выпускники учебных заведений – рабочими местами. Ежегодно компания направляет на обучение более 10 тыс. человек. Сегодня контингент студентов-целевиков составляет порядка 40 тыс. Лучшие студенты, обучающиеся по целевым направлениям, могут рассчитывать на дополнительную поддержку компании. Так, стипендию президента ОАО «РЖД» в этом году получили 220 человек. Для аспирантов она равна 8 тыс. руб., для студентов вузов – 5 тыс. руб., для учащихся техникумов и колледжей – 3500 руб. Среди главных критериев – успеваемость на «хорошо» и «отлично», активное участие в научно-исследовательской деятельности учебного заведения, подготовка дипломных работ по актуальным для ОАО «РЖД» темам.
Для поощрения студентов, обучающихся по направлениям подготовки высшего образования в области экономики, менеджмента, логистики и юриспруденции, в компании учреждена стипендия имени А.Л. Штиглица. В этом году количество стипендиатов – 50 человек. Размер выплат – 5 тыс. руб. каждому.
С 2007 года компания присуждает гранты на разработку выпускных квалификационных работ по темам, определяемым ОАО «РЖД». Студентам, обучающимся по программам среднего профессионального образования, выделяется 150 грантов по 37 тыс. руб., а для учащихся вузов – 200 грантов размером в 49 тыс. руб. Так, например, в этом году студент ПГУПСа Евгений Мушков получил грант на разработку дипломной работы по теме «Электрический метод диагностики состояния арматуры железобетонных конструкций и прибор для его реализации».
Получить гранты могут и педагогические работники.
Так, в этом году гранты в размере 3,5 млн руб. на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта присуждены четырём преподавателям отраслевых вузов. Среди них – Борис Давыдов, доцент кафедры «Автоматика, телемеханика и связь» ДвГУПСа с темой диссертационного исследования «Методологические основы текущего планирования и диспетчерского управления движением поездов». Средства гранта могут быть потрачены на подготовку в докторантуре, научные командировки, связанные с написанием диссертации, публикацию и издание статей и монографий, приобретение необходимого оборудования и материалов для проведения научно-исследовательских работ.
В 2014 году компанией учреждены три премии размером 1,5 млн руб. за вклад в развитие образования и науки в области железнодорожного транспорта: «Внедрение инновационных подходов и педагогических методов в практику подготовки специалистов для ОАО «РЖД», «Выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых внесли существенный вклад в работу ОАО «РЖД», «Особый вклад в нравственно-патриотическое воспитание молодёжи на традициях железнодорожного транспорта». На соискание премии допускаются работы, выполненные группой сотрудников вуза.
Таким образом, компания занимается всеми личными вопросами своих сотрудников, создавая условия для комфортной жизни, учёбы и отдыха.