Анатолий Давыдов
заведующий кафедрой «Экономика транспорта» СГУПСа, д.э.н., профессор
Фактор тарифа
Если усовершенствовать тарифную сетку рабочих профессий, можно увеличить общий кадровый потенциал компании
Внедрение новых информационных, коммуникационных и «безлюдных» технологий в отрасли коренным образом меняет понятие о рабочем месте слесаря-ремонтника, монтёра пути, поездного диспетчера, дежурного по станции, других специалистов и даже руководителей различных уровней.
Ведь оснащение железнодорожного транспорта современной техникой и подвижным составом значительно повышает сложность выполняемых работ. В связи с этим необходимо усовершенствовать тарифную сетку рабочих профессий, не меняющуюся в Корпоративной системе оплаты труда (КСОТ) с 2007 года.
Считаю, что уже на уровне тарифной ставки (оклада), гарантированной работнику, размер оплаты его труда должен зависеть от степени сложности и условий выполняемых работ, уровня квалификации и образования. Для этого нужно по-новому тарифицировать машинистов локомотивов, машинистов и наладчиков железнодорожных путевых машин и комплексов – не с 6-го по 10-й разряд, как предусматривает сейчас тарифная сетка, а до 12-го разряда включительно. При этом повышающий коэффициент ставки первого разряда оплаты труда работников, связанных с обслуживанием и ремонтом подвижного состава и технических средств, должен быть 1,25.
Практика предыдущих реформ показала, что стремление произвести дифференциацию тарифных ставок по таким признакам, как занятость на работах, связанных с движением поездов, ремонтом основного технологического оборудования и средств транспорта, приводила в конечном счёте уже через несколько лет к применению максимальных тарифных ставок без их деления по указанным признакам.
Чтобы избежать этого, повышать тарифную ставку работнику необходимо с учётом сложности выполняемых им работ. Причём более высокий квалификационный разряд должен подтверждаться теоретическими и практическими испытаниями в условиях реального технологического процесса.
В 1–3-й разряды могут быть зачислены работники, прошедшие профессиональное обучение в учебных центрах железных дорог, без предъявления требований к стажу. Эта профессиональная группа должна относиться к категории «работник низкой квалификации».
В 4–6-й разряды должны зачисляться работники со стажем до двух лет в предыдущем квалификационном разряде и сроком обучения один-два месяца в учебных центрах или техникумах с отрывом от производства. Эта профессиональная группа должна относиться к категории «работник средней квалификации».
В 7–8-й разряды могут попадать работники со стажем не менее трёх лет в предыдущей квалификации и специальным обучением в ИПК вуза или специальным образованием (диплом техникума). Эта категория работников должна относиться к категории «работник высокой квалификации».
В 9–10-й разряды могут зачисляться работники, имеющие достаточный опыт или прошедшие специальное обучение в вузе. На лиц с университетским образованием должны распространяться особые правила регулирования оплаты. При этом обязательно учитываются стаж и опыт работы. Эта категория работников должна относиться к категории «специализированные работники высшей квалификации».
Наконец, в 11–12-й разряды должны зачисляться работники, имеющие многолетний опыт, получившие специальное профессиональное образование в профильном вузе. Эту новую категорию высококвалифицированных специализированных рабочих могут составлять работники локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, а также машинисты путевых машинных комплексов и путевых машин, оснащённых современными IT-системами «БОРТ», «Кипарис» и другими.
Причём зачисление в определённый тарифный разряд должно происходить не автоматически, а с учётом способностей работника. Руководитель на предприятии при переводе рабочих в более высокие тарифные разряды обязан приводить службе управления персоналом и подготовки кадров доказательства того, что они отвечают требованиям следующего по порядку квалификационного тарифного разряда. В целом доля тарифной заработной платы в общей сумме заработка работника в среднем может достигать 75–85%.
В свою очередь, система вознаграждения труда специалистов и руководителей также должна базироваться на принципах квалификации, образования, знаний и профессиональных качеств. Сейчас же определяющим фактором при назначении оклада является занимаемая должность.
Уверен, что новая система оплаты, стимулирующая повышение квалификации, знаний и профессиональных качеств, позволит увеличить общий кадровый потенциал компании.
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),
Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня
Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,
Задача – рост эффективности работы персонала
Рубрики: Кадровый вопрос