Николай Никифоров
председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей
Интересы работников – в приоритете
Николай Никифоров, председатель Роспрофжела: «Благополучие компании, а значит, и благополучие каждого работника зависят от результатов труда»
В этом году заканчивается трёхлетний срок действия Коллективного договора ОАО «РЖД». Чтобы сохранить традиционные гарантии и льготы работникам и неработающим пенсионерам, в основе нового Колдоговора на 2017–2019 годы, работа над которым сейчас ведётся в компании, должен лежать действующий документ.
Размер социального пакета работника и неработающего пенсионера в минувшем году сохранён, невзирая на экономические трудности. Однако отмечаются нарушения и неполное выполнение обязательств по Колдоговору в отдельных структурных подразделениях.
Сегодня работники особенно обеспокоены снижением заработной платы. Несмотря на то что в 2015 году в компании были практически полностью исключены случаи её задержки, всё ещё не решена проблема индексации. Долг ОАО «РЖД» по индексации сегодня составляет 18,6%. Два года подряд индексация проводилась ниже инфляции, в частности в 2015 году – на 3,7% при инфляции 12,9%, и это при росте производительности труда на 4,8%.
В условиях падения объёмов работ в Коллективный договор были внесены коррективы, связанные с проведением индексации по отдельному локальному нормативному акту. Но если исходить из положения Колдоговора до внесения в него изменений, то зарплату необходимо было бы проиндексировать на 12,9%, ещё и реальный рост должен был быть на уровне 4,8%. То есть в целом получается около 18%. Индексация зарплаты – это не её повышение, а восстановление покупательной способности, сниженной вследствие роста цен. Фактически же реальная зарплата упала на 6,3%.
Реализация антикризисных мероприятий в компании привела к увеличению случаев использования неполного режима работы. В прошлом году в таком графике ежемесячно трудились 12,1% персонала, или 93,7 тыс. человек. Работникам говорили, что благодаря внедрению сокращённой недели удастся избежать массового сокращения персонала.
Численность работников снижается за счёт передачи автотранспортных работ на аутсорсинг. В результате из компании ушли, но не трудоустроились в аутсорсинговые фирмы более 70% сотрудников. Чтобы смягчить ситуацию, в прошлом году были подписаны трёхсторонние соглашения между Роспрофжелом, ОАО «РЖД» и аутсорсинговыми автотранспортными предприятиями в целях сохранения в течение одного года уровня зарплаты и гарантий, предусмотренных отраслевым Колдоговором, переведённым работникам.
Особое внимание следует также обратить на обеспечение безопасных условий труда. Несмотря на то что в большинстве организаций удалось добиться устойчивого снижения производственного травматизма, нарушений выявляется ещё много. В 2015 году допущено 28 смертельных случаев, из них 13 – это наезд подвижного состава. В состоянии алкогольного опьянения погибли 7 человек.
У работников есть претензии к качеству спецодежды, особенно теплозащитной. В частности, на полигонах Красноярской и Забайкальской дорог у монтёров пути много жалоб к теплозащитным комплектам «Путеец» и сапогам «Север». Принимаются необоснованные решения по продлению сроков носки спецодежды.
Не решены проблемы в части спецоценки условий труда. В компании за два года её проведения число рабочих мест с потенциально вредными или опасными производственными факторами снижено с 40% до 28%. При этом реальных улучшений не произошло, просто стала применяться новая методика, из которой были искусственно исключены многие вредные критерии, такие как микроклимат на открытой территории, напряжённость трудового процесса, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, травмоопасность. На рабочих местах у 51 профессии наших работников снижен класс вредности с 3.1 и 3.2 до допустимого класса 2. В результате сотрудников лишили доплат за работу во вредных условиях труда и дополнительного отпуска, а работники 12 профессий могут потерять право выхода на льготную пенсию. В этой связи Роспрофжел обратился в Минтруд с предложением расширить перечень профессий и видов работ с вредными условиями труда с учётом особенностей и специфики работы на железных дорогах.
Особая тема – безопасность движения. За год возросло количество транспортных происшествий: допущены 10 крушений, 5 аварий, 212 сходов при поездной работе, 42 проезда подвижным составом запрещающих сигналов светофоров или предельного столбика. Основными причинами нарушений стали грубые отступления от технологии работ, слабая трудовая и производственная дисциплина, некомпетентность управления, недостаток средств малой механизации и материалов для проведения эксплуатационных работ.
Важно отметить, что сегодня и председатели профсоюзных организаций, и работники понимают, что благополучие компании, а значит, и их благополучие зависят от результатов труда каждого. Мы будем делать всё возможное, чтобы улучшить качество производства и повысить отдачу с каждого рабочего места.
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),
Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня
Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,
Задача – рост эффективности работы персонала
Рубрики: Кадровый вопрос