Кадровая и социальная политика ОАО «РЖД» как инструмент повышения производительности труда и решения демографических проблем.
Демографический прогноз Росстата показывает снижение экономически активного населения страны с 102,2 млн.чел в 2010г до 96 млн.чел. в 2020 году.
А это значит, что уже сейчас бизнес работает в условиях жесткой конкуренции на рынке труда за квалифицированные кадры. Кроме того, государство, равно как и другие развитые страны, из-за постепенного старения населения в скором времени столкнется с риском необеспечения пенсионных обязательств налоговыми сборами от трудоспособного населения. И эти финансовые риски как со стороны государства, так и со стороны крупных работодателей в настоящее время широко обсуждается на разных площадках, в том числе и на Петербургском международном экономическом форуме 18 – 19 июня текущего года.
Решение демографических проблем компания ОАО «РЖД» видит в трех аспектах:
- безусловное повышение производительности труда;
- реформирование пенсионной системы путем разграничения государственного и независимого пенсионного обеспечения;
- улучшение социальной политики компании и позиционирование Холдинга «РЖД» как привлекательного работодателя на рынке трудовых ресурсов.
Производительность труда
С 2008 по 2014 г. Компания обеспечила рост производительности труда на 69,1% (по РФ он составил 8,2%). Мы одни из немногих компаний, которые в своей социальной политике придерживаются экономически обоснованного принципа опережающего роста производительности труда над ростом реальной заработной платы. Для дальнейшего роста производительности труда и в стране, и в компании, как мы видим, необходимо:
1) Развитие крупных инфраструктурных проектов, которые дадут возможность роста промышленности, экономики и ВВП России, а также развитие торговых связей и экономики в мире.
2) Поощрение инновационных разработок. Внедрение новых технологий и новой современной техники в производстве. Постепенное замещение промышленным производством сырьевого сектора экономики, без снижения, при этом, уровня добычи природных ресурсов.
3) Развитие малого и среднего бизнеса, в том числе аутсорсинга и аутстаффинга.
4) Внедрение в российских компаниях принципов бережливой производственной системы. Выявление и устранение внутрипроизводственных потерь.
Модернизация инфраструктуры
Государству необходимо сосредоточить свои ресурсы на новых крупных инфраструктурных проектах, интегрирующих различные типы деятельности, открывающие новые возможности дальнейшего развития, формирующие рынки, а значит конкурентную среду которая, в свою очередь даст новый импульс к увеличению темпов роста производительности труда.
ОАО «РЖД уже приступили к реализации проектов с участием государственной поддержки по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Трансиба, развитию участков Междуреченск-Тайшет и транспортного Московского узла, обхода Краснодарского узла. В среднесрочной перспективе совместно с китайскими коллегами планируется строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань.
По данным исследования, выполненного ведущими научными организациями в сфере стратегического планирования (Фонд «Центр стратегических разработок», Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук), в результате мультипликативного эффекта, от инвестиций в инфраструктурные проекты на железнодорожном транспорте, 1 рубль вложений обеспечивает около 1,46 рублей прямых поступлений в ВВП страны, что значительно выше, чем от инвестиций в другие виды транспорта. Автомобильный на 1 руб. инвестиций дает - 1,37 руб., внутренний водный -1,29 руб., морской – 1.16 руб.
Совокупный внетранспортный мультипликативный эффект с учетом агломерационных процессов от развития железнодорожной инфраструктуры значительно превосходит прямые капиталовложения и составляет 3,77 рублей на 1 руб. инвестиций.
Еще в 2012 году в Милане президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин представил проект «RAZVITIE», внедрение которого обеспечит экономическим развитием не только конечные пункты, но и районы по всей территории прохождения Транс-Евроазиатского пояса. России это позволит создать в районах Сибири и Дальнего Востока новые центры комфортного проживания, гармонизировать развитие всего региона, сформировать новые промышленные центры.
Из-за выгодного территориального положения, Россия, с развитием проекта станет, мостом между старыми и новыми лидерами мировой экономики, даст толчок к прорывному развитию международной торговли и экономики, росту ВВП и производительности труда, обеспечит увеличение количества рабочих мест.
Реализация проекта уже началась. И здесь мы рассчитываем на поддержку государства.
Инновации
Так же как и в стране, в компании ведется плановая работа по обеспечению повышения производительности труда, за счет модернизации существующих и создания высокопроизводительных рабочих мест по целому ряду направлений деятельности:
1) Реализация совместных проектов российских производителей с иностранными партнерами в области разработки и производства железнодорожной техники с последующей локализацией производства (DESIRO RUS «ЛАСТОЧКА», пассажирский электровоз нового поколения ЭП20, путевая техника и пр.);
2) Участие представителей компании в разработке проектов информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
3) Внедрение в подразделениях компании технологии бережливого производства, формирование бережливой производственной системы компании на основе вовлечения работников в процессы постоянного улучшения деятельности;
4) Внедрение в хозяйствах компании малолюдных и целиком автоматизированных (безлюдных ) технологий. В этом смысле ярким примером служит станция Лужская-Сортировочная, где идет отработка новых технологий сортировочных процессов, в частности, автоматизация технологии роспуска вагонов. технология предусматривает применение горочной автоматической централизации, разработанной компанией SIЕMENS, с интеграцией с российскую АСУ сортировочной станции, в увязке с отечественными системами централизации, включаясистему МАЛС. Внедрение такого комплекса позволит впервые на сети дорог не только отработать новую технологию работы, но и снизить себестоимость переработки одного вагона на 5%, вдвое увеличив производительность труда работников горочного комплекса и на четверть сократив энергопотребление.
Аутсорсинг
При использовании технологии аутсорсинга крупный бизнес может оптимизировать традиционные бизнес-процессы и создать дополнительные точки роста для малого и среднего бизнеса.
Специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей бизнес-процессов или функций на основе концентрации необходимых компетенций в одних руках.
По самым скромным оценкам, начиная с 2006 года ОАО «РЖД» передало на аутсорсинг операции, в которых было задействовано более 60 тыс. человек, это около 6% от общей численности работников Компании Только из локомотивного комплекса было выведено в сферу аутсорсинга около 42 тысяч работников.
Движение ОАО «РЖД» по этому пути было продуманным, нами выверялся каждый шаг. В первую очередь ОАО «РЖД» стало применять аутсорсинг в тех сферах, которые не имеют существенного влияния на операционную деятельность Компании.
Для дальнейшего применения аутсорсинга российскими предприятиями - необходимо решить вопросы создания законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений и информационных банков о потенциальных аутсорсерах.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Компания одна из первых создала негосударственные пенсионные фонды «Благосостояние» и «Почет».
Основными принципами действующей корпоративной пенсионной системы являются: долевое участие компании и работника в софинансировании его будущей корпоративной пенсии, полное финансовое обеспечение назначаемых корпоративных пенсий, их пожизненная выплата.
Общая численность участников-вкладчиков корпоративных НПФ в компании достигла более 601,9 тыс. чел., что составляет 72 % от численности работников ОАО «РЖД».
Корпоративную пенсию получают более 275 тысяч бывших железнодорожников. Средний размер негосударственной пенсии, назначенной в 2014 году, составил 6 000 рублей.
Таким образом, в компании работникам предоставляется возможность в трудоспособном возрасте обеспечить свое будущее благосостояние, тем самым снимая риск финансового необеспечения выплаты пенсий при неблагоприятных демографических прогнозах.
ОАО «РЖД» - привлекательный работодатель
В условиях борьбы на рынке труда за квалифицированные трудовые ресурсы компания строит политику управления персоналом, как социально ответственный работодатель.
Компания является крупнейшим работодателем в Российской Федерации (2014: 835,762 тыс. чел., включая иностранные отделения и представительства)
ОАО «РЖД» присутствует в 79 субъектах РФ (из 85). При этом в 9 субъектах РФ доля работников компании составляет более 2% от занятого населения. В Иркутской области – почти 3%, а в Забайкальском крае– 7,2%.
В рамках осуществления социальной политики, направленной на привлечение трудовых ресурсов, в компании проводится постоянная, целенаправленная работа по совершенствованию системы оплаты и мотивации труда.
С 2015 года в регионах, проблемных по текучести персонала и его укомплектованности, принята система точечного увеличения заработной платы работников основных профессий. Для этих целей осуществляется углубленный мониторинг уровня оплаты труда работников компании по сопоставимым профессиям и должностям в организациях основных отраслей промышленности и по отдельным регионам.
Для привлечения и удержания квалифицированных кадров предусмотрены выплаты за преданность компании, а также дополнительные выплаты для работающих в восточных регионах страны.
Что касается возрастного состава работников ОАО «РЖД», у нас сохраняется оптимальное соотношение возрастного состава, которое обеспечивает преемственность, передачу знаний и обновление компании. Средний возраст работников составляет 39,3 года.
С советского периода в ОАО «РЖД» бережно сохраняется уникальная система непрерывного образования по схеме: детский сад – школа- ВУЗ – подразделение Компании.
Налажено тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений с вузами, техникумами и колледжами железнодорожного транспорта.
Благодаря проводимой политике ежегодно до 50% выпускников общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» и детских железных дорог становятся студентами ВУЗов и техникумов железнодорожного транспорта.
С 2006 года в компании действует целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД», направленная на развитие профессиональных и корпоративных компетенций молодых работников, их активное вовлечение в решение корпоративных и стратегических задач холдинга.
Результатом ее реализации стало возможным увеличение к 2014 г. доли молодежи в ОАО «РЖД» с 19% до 27%. На сегодняшний день в компании работают около 225 тыс. молодых сотрудников в возрасте до 30 лет.
Выстроенная в компании система отраслевой подготовки персонала, в первую очередь, целевого обучения специалистов, позволяет в полной мере обеспечить заданный в Программе повышения производительности труда уровень потребности в работниках. Так в настоящее время по целевым направлениям ОАО «РЖД» в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования обучается более 40 тыс.человек..
Более 800 студентов ежегодно получают различные стипендии и гранты.
При этом ОАО «РЖД» всегда учитывает внутригосударственную проблематику. Для закрепления молодых специалистов, работающих в отдаленной местности, предусмотрены дополнительные льготы и компенсации.
Основой социальной политики ОАО «РЖД» является Коллективный договор компании.
На реализацию его обязательств приходится около 20% денежных средств в общей структуре расходов ОАО «РЖД» на персонал.
Почти две трети льгот, гарантий и компенсаций предоставляется сверх уровня, предусмотренного трудовым законодательством РФ.
Социальный пакет ОАО «РЖД» предоставляемый своим сотрудникам, – один из лучших в стране. Это наше конкурентное преимущество, а также ключевой инструмент управления мотивацией сотрудников, повышения лояльности к компании и формирования в коллективах благоприятного социально-психологического климата.
В структуру социального пакета входят такие составляющие, как оздоровление работников, дополнительное медицинское обслуживание, поддержка материнства и детства, организация питания и отдыха сотрудников, проезд 1 раз в год на поездах дальнего сообщения, годовой пригородный билет к месту работы, развитие и обучение персонала, социальное поощрение лучших работников, социальная поддержка пенсионеров и ветеранов.
С целью закрепления в компании для работников предусмотрен ряд льгот, предоставляемых на долевых с компанией принципах, а также рассчитанных на продолжительное время (принцип накопления льготы). Это негосударственное пенсионное обеспечение, жилищные программы компании, организация взрослого и детского отдыха и оздоровления.
Таким образом, компания «РЖД», понимая риски старения населения, активно работает над совершенствованием технологии производственных процессов, создания и расширения числа высокопроизводительных рабочих мест, улучшения уровня социальной политики и управления персоналом, тем самым смягчая последствия сокращения трудовых ресурсов на рынках труда регионов РФ.