Эдуард Королёв,
заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности ДВЖД:
– Проводимая в соответствии с политикой ОАО «РЖД» профилактическая работа в области охраны труда и промышленной безопасности позволила продолжить тенденцию снижения производственного травматизма. В соответствии с поставленными целевыми показателями статистика травматизма снизилась на 23%, с 31 случая (в 2013 году) до 24 эпизодов (в 2014 году). Также снижена доля рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Два предыдущих года данный показатель составлял 63%, теперь – до 43%. В прошлом году на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в границах Дальневосточной дороги направлено порядка 1 млрд руб.
Однако сказать, что нынешнее положение дел нас устраивает, нельзя. Ослаблено качество контроля и в целом профилактики со стороны ряда дирекций: инфраструктуры, по ремонту пути, железнодорожных вокзалов, управления терминально-складским комплексом, моторвагонного подвижного состава.
Помимо финансовых вливаний, необходимо шире внедрять передовые методы профилактики, такие, например, как система комплексной охраны труда на производстве (КСОТ-П). Проходят апробацию и другие нововведения. На крупных станциях дороги организуются сегодня узловые тренинг-проверки, направленные на обеспечение стандартов промышленной, пожарной и электробезопасности. В том числе безопасности технологических процессов.
Их участники – специалисты по охране труда и главные инженеры предприятий железнодорожного узла. Данный метод объединяет в себе как непосредственную проверку подразделений РЖД, так и школу передового опыта, семинар-совещание с обменом мнениями и, разумеется, даёт положительный результат. Это очень важно, поскольку новых сотрудников нам приходится обучать постоянно. Не секрет, что специалисты по охране труда – достаточно востребованные кадры на рынке. Они знают законодательство, умеют работать с людьми, обладают большим объёмом информации, умеют выстраивать систему контроля. Понятно, что кто-то уходит в коммерческие структуры, кого-то переманивают к себе другие службы и дирекции железной дороги. Так что благодаря таким мероприятиям повышаются и квалификация, и практические навыки специалиста.
Кроме того, благодаря опыту работников смежных хозяйств, вовлечённых в орбиту этих мероприятий, тренинг-проверки помогают выявлять «узкие места». Всегда можно поделиться чем-нибудь полезным со своими коллегами или, в свою очередь, что-то почерпнуть у них.
Ещё одно перспективное направление в сфере охраны труда – улучшение качества технологической документации. Её совершенствование в части определения и отражения в ней мер безопасности позволило снизить профессиональные риски работников Дальневосточной дороги. Так, по причине несовершенства и нарушения технологических процессов доля травматических случаев в 2001 году составляла более 40% от всех случаев. По итогам 2014-го данный показатель не превышает 20%. К тому же пересмотр технологических карт требует ввода новых техпроцессов, замены оборудования, реконструкции основных фондов в свете активной инвестиционной деятельности РЖД в последние годы на Дальнем Востоке.
Евгений Румачик,
начальник сектора охраны труда и промышленной безопасности Калининградской дирекции инфраструктуры:
– Главной задачей руководителей и специалистов по охране труда является активная работа по внедрению системы управления профессиональными рисками, которая позволит снизить уровень производственного травматизма. Мы ежегодно разрабатываем широкий перечень соответствующих мероприятий. Следует в первую очередь учитывать роль человеческого фактора, так как система обеспечения работников качественным инструментом, средствами защиты, спецодеждой функционирует стабильно.
К примеру, в 2012–2013 годах по дирекции были зафиксированы три случая тяжёлого травматизма: травмирование глаз монтёрами пути из-за неприменения индивидуальных средств защиты. Стали разбираться – выяснилось, что работники по личной халатности не надевали специальные очки.
В дирекции было принято решение усилить разъяснительную работу и контроль, а за неприменение очков при выполнении путевых работ привлекать самих работников и руководителей, которые допустили выход работника без средств индивидуальной защиты, к дисциплинарной ответственности. В результате в прошлом году случаев травмирования глаз уже не было.
Наиболее перспективный путь обеспечения снижения уровня производственного травматизма – это внедрение передовых методик профилактики, в том числе системы аудита безопасности, что позволяет формировать у работников профилактические навыки, соответствующие современным представлениям о культуре безопасного труда.
Постоянно совершенствуется система обучения, включающая в себя технические занятия, инструктажи-тренинги по охране труда. Помощниками в столь важном деле служат кабинеты с методологическими иллюстрациями, наглядной агитацией, необходимыми макетами и тренажёрами. Здесь специалисты по охране труда отрабатывают с работниками внештатные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выполнения той или иной технологической операции. Во время занятий сотрудники знакомятся с нормативно-технической документацией и специальной литературой по охране труда. Руководители и специалисты регулярно проводят внезапные, оперативные и целевые проверки, что позволяет выявлять нарушения в сфере охраны труда, тем самым предупреждая возникновение травмоопасных ситуаций. И если в 2014 году количество случаев производственного травматизма по дирекции осталось на уровне 2013 года (2 случая), то степень тяжести повреждения здоровья работников изменилась с тяжёлой на лёгкую.
В прошлом году в эксплуатационном вагонном комплексе в качестве пилотного проекта обкатывалась новая комплексная система оценки состояния охраны труда (КСОТ-П), направленная в первую очередь на предупреждение производственного травматизма. Ожидания от внедрения системы визуального контроля за состоянием охраны труда на рабочем месте и определения рисков в области охраны труда и промышленной безопасности оправдались. Работники стали лучше понимать, что безопасный труд, по сути, дело их собственных рук и осознанного подхода к производственному процессу. Нововведение признано успешным и со второго квартала текущего года будет внедряться на сети по всем подразделениям.
На КЖД создана рабочая группа под председательством главного инженера дороги для более чёткого и слаженного перехода на новую систему.
Абдула Алиев,
главный инженер Северо-Кавказского филиала АО «ФПК»:
– Одним из основных организационных мероприятий по предотвращению производственного травматизма является эффективное обучение работников требованиям охраны труда.
В 2014 году в специализированных организациях прошли обучение по охране труда 165 работников нашего филиала, из них 87 руководителей и 78 специалистов.
В целях профилактики электротравматизма на производстве руководители и специалисты структурных подразделений филиала, в том числе аппарата управления, прошли обучение правилам и нормам работы в электроустановках. Всего обучение по электробезопасности прошли 25 человек, из них 19 руководителей и 6 специалистов.
Охрана труда – это жизненно важное направление нашей работы, и потому здесь прилагаются серьёзные усилия, вкладываются большие средства. Так, в прошлом году на мероприятия по охране труда было затрачено более 37 млн руб., или 0,7% от эксплуатационных расходов. Это без учёта затрат на спецодежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. В целом затраты на мероприятия по охране труда составили более 43 млн руб., или 0,8% от эксплуатационных расходов.
К сожалению, несмотря на все принимаемые меры, нарушения элементарной техники безопасности мы пока не изжили. Так, в минувшем году по станции Киан был травмирован поездной электромеханик пассажирского вагонного депо Новороссийск. Диагноз: «сочетанная травма, закрытый перелом головки лучевой кости без смещения, ушиб мягких тканей лица». Причиной стала личная неосторожность и нарушение инструкций по охране труда. Человек не использовал откидную площадку, просто-напросто выпрыгнув из вагона, а в результате получил перелом.
Каждый случай нарушения техники безопасности, закончившийся печально для нарушителя, влечёт за собой целый ряд незапланированных организационных мероприятий, а следовательно, финансовых потерь. Во-первых, необходимо найти квалифицированную замену травмированному работнику. Во-вторых, необходимо оплатить больничный лист. В-третьих, возможны дополнительные расходы, связанные с замещениями и совмещениями.
Так, по приведённому выше случаю потеря трудоспособности составила 48 суток, а выплаты – более 32 тыс. руб.
Отмечу, что в постоянных бригадах подобных случаев практически нет. Здесь начальник поезда досконально знает каждого человека. Однако наша специфика, связанная с сезонными колебаниями пассажиропотока, не позволят иметь постоянный состав бригад и зимой и летом.
В летний период пассажиропоток увеличивается вдвое, соответственно увеличивается и количество поездов, а значит, в это время требуются дополнительные бригады, которые расформировываются, когда поток пассажиров сокращается.
Однако мы не прекращаем работу по повышению грамотности сотрудников в области охраны труда. В этом году все начальники поездов завершат обучение в аккредитованных организациях по программе охраны труда и технике безопасности.
Алексей Иванов,
начальник службы охраны труда и промышленной безопасности ЮВЖД:
– Нарушение в области техники безопасности и охраны труда, помимо человеческой трагедии, всегда влечёт за собой ещё и непроизводительные финансовые потери.
За минувший год на полигоне нашей дороги было зафиксировано 11 случаев производственного травматизма, три из которых оказались летальными.
Понятно, что каждый эпизод был подробно изучен и проанализирован, а в итоге, как и в большинстве случаев, выяснилось, что основной причиной произошедшего стал пресловутый человеческий фактор, приведший к нарушению технологии, в условиях неудовлетворительной организации производства. Другими словами, руководитель не обеспечил и не проконтролировал организацию безопасного производства работ, а исполнитель, пренебрегая явной опасностью, из-за собственной неосторожности взялся за дело. В результате – как минимум производственная травма.
Пренебрежение принципами техники безопасности и охраны труда не просто увеличивает негативную статистику производства, оно несёт с собой человеческое несчастье. Вот что важно! Ведь производственный травматизм – это не просто факт нарушения технологии, за ним всегда кроется драма конкретного человека, потерявшего здоровье, или трагедия семьи, оставшейся без кормильца.
Если сотрудник теряет здоровье во время решения производственных задач, поставленных работодателем, и вина работодателя доказана, то пострадавшему придётся выплачивать пожизненное денежное содержание. И это правильно, но вряд ли адекватно случившемуся. Ведь нет никакого сомнения, что получивший увечья сотрудник предпочёл бы сам доплатить, лишь бы остаться здоровым, а не получать деньги по инвалидности. Да и средства эти могли бы быть направлены не на компенсацию, а на развитие предприятия. Именно поэтому спрос за несоблюдение правил охраны труда и техники безопасности очень строг.
Это одна сторона медали. Но есть и другая. Изношенность элементов техносферы.
К сожалению, ещё не редки случаи, когда устройства и агрегаты, выработавшие свой ресурс, продолжают эксплуатироваться. Такая практика тоже несёт в себе серьёзную угрозу. Например, воздухосборные ёмкости, использующиеся на обдуве стрелок, остаются в эксплуатации, несмотря на объективную необходимость их замены. Взять и в одночасье исключить из работы такие агрегаты невозможно, но и потенциальную опасность, связанную с ними, также нельзя игнорировать. Необходима их плановая замена. А значит, инициатива со стороны специалистов по технике безопасности. Тогда дело движется в заданном направлении. Так, в прошлом году в рамках замены устаревших элементов техносферы было установлено 9 новых воздухосборников на сумму 5,5 млн руб. А в котельной в Поворине заменили котёл. Стоимость замены – 8,5 млн руб. В моторвагонном депо был заменён мостовой кран. Цена вопроса – 7 млн руб. Кроме того, поменяли краны на путевых машинных станциях и в дирекции терминально-складского комплекса. И всё это для того, чтобы избежать в будущем непроизводительных потерь, связанных с восстановительными ремонтами и компенсационными выплатами. При этом не стоит забывать, что и оснащение спецодеждой – немаловажная часть охраны труда.
Именно поэтому на спецодежду в прошлом году было потрачено 209 млн руб. А общая сумма затрат на улучшение условий и охрану труда составила 669 млн руб. Эти затраты вполне оправданны. Например, современные шапки рабочих не только позволяют им не замёрзнуть в мороз или на ветру, но и обеспечивают хорошую слышимость, что даёт возможность своевременно отреагировать на предупреждающие сигналы. Подобные примеры можно привести по каждому элементу спецодежды. В среднем расходы на охрану труда одного человека составили 15,2 тыс. руб. Эти затраты не принесут прямого дохода в будущем, но они предотвращают множество других затрат, а главное – сохраняют здоровье и жизнь наших работников.