Кадрам – новые возможности

Кадрам – новые возможности

Реализован «пилот» по переподготовке руководителей и специалистов по охране труда
Безопасность производственных процессов на железнодорожном транспорте – один из краеугольных камней развития не только конкретного подразделения, но отрасли в целом. Именно поэтому отвечающие за безопасность работники должны иметь компетенции, соответствующие требованиям времени, а лучше их на шаг опережающие. Для этого в конце 2014 года стартовал новый проект переподготовки руководителей и специалистов по охране труда ОАО «РЖД».

Потребность в повышении квалификации работников, ответственных за обеспечение безопасности производственных процессов по основным направлениям деятельности, в компании довольно велика. Обновлённые требования к уровню квалификации данной категории персонала предъявил единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, вступивший в силу в 2013 году. В нём соответствующим разделом установлены актуальные требования к квалификации специалистов по охране труда.

В ответ на эти вызовы времени была разработана специальная программа дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов отрасли «Управление охраной труда в организации». Совместная разработка Российской открытой академии транспорта (РОАТ) Московского государственного университета путей сообщения и ОАО «РЖД» помогает решить проблему отсутствия у этой категории работников профильного образования – необходимого требования сегодняшнего дня.

Разработанная программа предполагает участие в учебном процессе не только специалистов ОАО «РЖД» в качестве экспертов, но и федеральных органов исполнительной власти (Минтруд, Ростехнадзор, Государственная инспекция труда), а также ведущих преподавателей Российской открытой академии транспорта, представителей других научных организаций и бизнеса. При разработке программы особое внимание было уделено обеспечению безопасности производственных процессов, современным подходам к оценке и анализу профессионального риска, травматизма, включая микротравмирование, учёту и анализу роли человеческого фактора в системе управления охраной труда в целом. Этот круг вопросов органично вписывается и дополняет общую концепцию комплексного управления надёжностью, рисками и стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте (УРРАН).

Площадка для развития
Новая программа базируется на федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «техно­сферная безопасность». Для эффективного её освоения был сделан акцент на современные технологии (электронное обучение) и практическое формирование компетенций (тренинги, деловые игры и т.п.). Из 250 часов, на которые рассчитана программа, 32 часа посвящены очным занятиям, остальное – электронное обучение с элементами дистанционных технологий. Все дисциплины (их десять) были разбиты на модули. В процессе освоения модуля изучается несколько дисциплин и проводятся дополнительные социально-психологические занятия и тренинги. Всего получилось пять основных модулей. В конце каждого модуля слушатели сдавали тесты по пройденным материалам. Шестой дополнительный модуль был нацелен на подведение итогов по социально-психологическому направлению. «Проблема постоянного повышения квалификации руководителей и специалистов не теряет своей актуальности», – утверждает заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» РОАТ Владимир Аксёнов. 

Реализованная в конце прошлого года пилотная программа требует систематического обновления как с методологической, так и с содержательной точки зрения. Она уникальна, поскольку сочетает в себе основной материал, необходимый сегодня специалистам по охране труда, социально-психологические тренинги и проектную работу.

По словам Дмитрия Раенка, начальника Департамента охраны труда промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», образовательный процесс во время обучения был адаптирован к современным формам передачи знаний и навыков – диалогу и живой дискуссии между экспертами и слушателями курса. «Это обучение существенно отличалось от стандартного, – подчеркнул Дмитрий Раенок. – Чаще всего обучение сводится к познанию материала через стандартные лекции и документы. Но мы старались, чтобы этот курс стал ещё и площадкой для развития каждого участника этого процесса (экспертов и слушателей)».

Прикладной характер
Проектная работа в ходе обучения завершалась подготовкой и защитой выпускной аттестационной работы. Слушателям необходимо было выработать конкретные предложения по совершенствованию системы управления охраной труда. «В своих должностях они трудятся не первый год, и многие видят, что можно улучшить в системе управления охраной труда у себя в подразделении», – отметил Антон Завьялов, заместитель директора 

Отраслевого центра охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и экологии РОАТ. При подготовке работ слушатели могли без всяких ограничений консультироваться со специалистами РОАТ и внешними экспертами, поскольку в итоге были важны прикладной характер работы и возможность её практической реализации.

В выпускных аттестационных работах были затронуты вопросы модернизации системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте, повышения её эффективности, оценки управления профессиональными рисками, совершенствования подходов к проведению обучения и инструктажей по охране труда, внедрения аудитов и культуры безопасности, а также вопросы эффективности санитарно-гигиенической, токсикологической и противопожарной безопасности и других. Слушатели взяли актуальные темы из практической деятельности своих подразделений. Например, представителем Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» был разработан проект «Модернизация системы управления охраной труда на основе оценки и анализа профессиональных рисков», а представителем Центральной дирекции управления движением – проект внедрения культуры безопасного труда. Как прикладная и актуальная задача она была отмечена экспертами, как и проект «Организация работы по охране труда на полигоне Московской железной дороги».

«Тема не узкая: идёт анализ работы всех структурных подразделений, проанализировано, какие есть особенности, недостатки и что можно усовершенствовать, – поясняет Дмитрий Раенок. – В целом я рад, что темы были не надуманные, а с конкретными примерами, с конкретными цифрами и предложениями по улучшению».

У инициаторов и разработчиков программы есть уверенность, что руководители, прошедшие обучение, свои проекты будут реализовывать, поскольку у них есть соответствующие компетенции и права. А если им понадобится поддержка, они её обязательно получат. В конце 2015 года планируется вернуться к этой теме и, «сверив часы», понять, удалось ли реализовать намеченное.

Проверка личности
Третье уникальное направление образовательного курса – социально-психологические тренинги и оценка компетенций руководителей. Каждое очное занятие, помимо профессиональных дисциплин, включало в себя тренинг. «Мы подумали, что, проводя курсы профессиональной переподготовки для руководителей такого уровня, мы можем дать слушателям полезные в работе навыки, – рассказал Сергей Климов, заместитель директора по учебно-методической работе РОАТ. – Например, им важно развивать коммуникативные навыки, ведь они работают с людьми. И тут важно, чтобы они знали свой психологический портрет и были немного сами психологами, чтобы эффективнее общаться с коллегами и подчинёнными». К программе обучения был добавлен социально-психологический блок, а также ряд оценочных исследований, чтобы выявить, как у каждого слушателя развиты социальные качества, такие как коммуникативность, лидерство, стрессоустойчивость, способность противостоять манипуляциям, ценностные ориентации, которые чрезвычайно важны именно для реализации его профессиональных компетенций. В итоге в конце курса слушатели не только получили диплом о дополнительном профессиональном образовании, но также смогли ознакомиться со своей психолого-социальной характеристикой. В характеристике дана оценка тому, как человек реагирует на стресс и какими характеризуется способностями к деловому общению, каковы его уровень стрессоустойчивости, стиль поведения в конфликтах и ценностные ориентации в карьере. «Каждый человек индивидуален, и, зная эти особенности, его можно более эффективно использовать на работе. В конце этой характеристики мы дали рекомендации по организации трудовой деятельности для каждого слушателя», – говорит доцент кафедры «Философия, социология и история» РОАТ Галина Баринова.

Познакомившись со своей характеристикой и рекомендациями, каждый слушатель курса мог обсудить с психологом и скорректировать какие-то пункты экспертного заключения. Затем, слушая проекты выпускников, с краткими характеристиками слушателей познакомились также и члены государственной аттестационной комиссии. Информация на сотрудника будет доступна кадровым службам и непосредственным руководителям по запросу для дальнейшей работы, принятия кадровых решений. В остальных случаях эти данные остаются закрытыми. «Все прошедшие обучение соответствуют тем профессиональным и личностным компетенциям, которые мы бы хотели видеть, – прокомментировал Дмитрий Раенок. – Нулей не было ни у кого, у кого-то что-то развито сильнее, что-то меньше. Конечно, им нужно продолжать работать над собой, и, надеюсь, они будут это делать».

Дать ход проекту
Организаторы обучения признают, что цель пилотной группы – дополнительное профессиональное образование и оценка профессионально-личностных компетенций – достигнута. Впереди тиражирование успешного опыта на сеть. Сегодня базовой образовательной организацией в сфере охраны труда является РОАТ, однако установленные сроки обучения всех специалистов довольно сжаты. Именно поэтому программа после её доработки может быть использована вузами железнодорожного транспорта по всей сети для подготовки необходимых специалистов. В РОАТ пояснили, что программа дополнительного профессионального образования не стандартизирована, поэтому каждый вуз может её корректировать в зависимости от контингента и возможностей образовательного учреждения. Однако уже сейчас понятно, что кардинальных изменений в программе и подходах к обучению не будет. Опрос слушателей пилотной группы, в свою очередь, продемонстрировал интерес к новым интерактивным методикам обучения, бизнес-играм, деловым кейсам, групповой дискуссионной работе. Поэтому не исключено, что очных занятий в итоге будет больше. «Я считаю, что этому проекту нужно давать ход дальше именно в той форме, в которой он сейчас существует. Такой обучающий курс удобен и для самих слушателей, и для приглашённых экспертов», – поделилась своим мнением Ирина Завьялова, главный инспектор по труду г. Москвы, выступавшая в качестве эксперта в работе пилотной группы.

Группы слушателей будут формироваться по должностям, отдельно из начальников отделов охраны труда на предприятиях и их заместителей или, например, из специалистов. У каждой группы с точки зрения компетентностного подхода будут разные задачи. «Обучение организовано на достаточно высоком уровне, – отмечает один из выпускников пилотной программы, заместитель начальника службы охраны труда, промышленной безопасности и экологии Цент­ральной дирекции инфраструктуры Дмитрий Рейнгардт. – Мы более подробно ознакомились с действующим законодательством РФ, с изменениями, которые грядут в 2015 году. Мне показалось важным, что мы рассмат­ривали также прикладные психологические вопросы».

По мнению Павла Павлова, начальника отдела охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и экологического контроля АХУ ОАО «РЖД», ещё одного слушателя, обучающий курс стал своего рода площадкой для общения и обмена опытом: «Я очень много для себя почерпнул для работы и для жизни. Это было не обучение ради обучения, а обу­чение ради знаний и работы».

Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru