Экономия через снижение эксплуатационных расходов и оптимизацию численности имеет свои пределы
Невозможно бесконечно сокращаться и оптимизировать численность. А значит, надо искать способ более рационального использования трудовых ресурсов. Разработка технолого-нормировочной карты (ТНК) по конкретному производственному процессу как раз и призвана выявить и систематизировать этот ресурс. Как выполнять производственную задачу, в какие сроки и каким инструментом, должен решать не работник, как у нас зачастую происходит, а регламентирующий документ. Таким документом и является ТНК. Работодатель должен обеспечить (паспортизировать) рациональную организацию труда на каждом рабочем месте.
Решение о планомерном обеспечении рабочих мест компании качественно новыми технолого-нормировочными картами было принято в 2013 году.
Вслед за планом мероприятий по разработке ТНК, утверждённым распоряжением первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, появились два документа за подписью старшего вице-президента компании Валентина Гапановича.
Первый – об образовании экспертного совета, второй – об утверждении регламента разработки и применения технолого-нормировочных карт.
Координация и методологическое сопровождение этой работы возложены на департамент по организации, оплате и мотивации труда, департамент технической политики и Центр организации труда и проектирования экономических нормативов.
Всего в компании планируется разработать около 8 тыс. ТНК, из них 600 – в 2014 году, и уже в текущем году 83 базовых предприятия начали работу по разработке ТНК.
На ЮВЖД к этой работе подключились Воронежский региональный центр связи, станция Воронеж-1, эксплуатационное вагонное депо Кочетовка и моторвагонное депо Отрожка, а также воронежские дистанции пути, электроснабжения и СЦБ.
В Воронежском региональном центре связи разработка ТНК позволила не только унифицировать нормативно-технологическую документацию на рабочих местах, но и обеспечить качество техобслуживания оборудования и устройств связи в пределах установленных бюджетных параметров. Если оптимизировать эксплуатационные затраты без изменения подходов к использованию трудовых ресурсов, возникают риски нарушения сроков проведения регламентных работ по выполнению планового обслуживания, что влечёт снижение коэффициента готовности сети связи.
Способ доведения до работников содержания регламентов, зафиксированных в картах, – это отдельная задача внедрения. Её решение во многом зависит от специфики хозяйства и самого рабочего места.
У связистов регламенты ТНК могут аккумулироваться в единой системе мониторинга и администрирования сети связи РЖД. Система работает по принципу шпаргалки. Она позволяет в любой точке выполнения работ получить актуальную информацию, заключённую в ТНК.
В Воронежской дистанции пути и сооружений предлагают интегрировать данные карт в систему ЕКАСУИ (Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой), куда стекаются данные по результатам комиссионных осмотров, замечания машинистов локомотивов, результаты обследования пути вагонами-путеизмерителями, дефектоскопами, контролёрами состояния пути и т.п. Так, например, у дорожного мастера на рабочем месте высветился список инцидентов по замечаниям машинистов. На каждый сигнал формируется рабочее задание, к которому «цепляется» соответствующая ТНК.
Если работнику предстоит заниматься сменой рельса, на инструктаже нажимается соответствующая кнопка, и система показывает перечень операций, их последовательность, необходимый инструмент, количество монтёров пути, их требуемый разряд и время, в которое они должны уложиться.
В воронежских дистанциях электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки технолого-нормировочные карты на выполнение работ по техобслуживанию устройств электроснабжения и СЦБ с применением мобильных средств передвижения введены в планшетные компьютеры, которые установлены прямо в автомобилях, доставляющих бригады к месту работ.
Ещё один продвинутый способ хранения технолого-нормировочных карт – так называемый электронный киоск. В главном меню терминала хранятся не только ТНК. При желании здесь можно найти любой документ – от «Положения о премировании» до «Кодекса деловой этики компании». А в перспективе можно будет посмотреть прогноз погоды или свежий номер корпоративной прессы. Электронный киоск ещё и один из инструментов внутрикорпоративных коммуникаций. Его начинка может меняться в зависимости от целей информирования и аудитории, на которую эта коммуникация направлена.
На повестке дня теперь другой вопрос: в какую оболочку упаковать весь этот массив информации – документы, касающиеся оплаты, мотивации, организации труда, а также кадровых и социальных вопросов?
Электронный киоск вещь, безусловно, удобная, но на каждом рабочем месте его не поставишь, использовать его лучше там, где люди работают сменами, комплексными бригадами, в цехе или на пункте сбора. Однако, даже наличие электронного киоска не исключает старые добрые бумажные форматы, такие как веерная «раскладушка» или стенд по организации и нормированию труда (с кармашками для документов). Аккумулировать документы планируется тремя блоками в зависимости от уровня разработки: центральный, региональный, локальный уровень.
«В идеале электронные информационные киоски должны появиться в каждом структурном подразделении каждого филиала компании, – считает вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. – В этом случае любой работник получит доступ к основным регламентирующим документам, данным по оплате, мотивации и нормированию труда, получит ответы на самые острые кадровые и социальные вопросы».
Уже сегодня накоплен немалый опыт по разработке ТНК. Предварительные итоги их опытного внедрения ожидаются в ноябре. Масштабная работа только набирает обороты. Полностью обеспечить рабочие места технолого-нормировочными картами планируется до конца 2017 года.