Круг полномочий начальников дорог расширен ради укрепления горизонтальных связей
Генеральной задачей в процессе реорганизации РЖД остаётся рост эффективности управления холдингом за счёт координации на территориальном уровне деятельности филиалов ОАО «РЖД» и его дочерних обществ.
В нынешней редакции «Положения о железной дороге» учтены изменения, произошедшие в деятельности компании за последнее время, определены нормативы и правила взаимодействия между её подразделениями в границах дорог. В рамках этого положения расширены и полномочия начальников дорог в качестве руководителей региональных центров корпоративного управления.
Только в составе ОАО «РЖД» сейчас действует более 50 функциональных филиалов, большинство из которых имеют свои территориальные подразделения в границах дорог. Роль начальника дороги в современных условиях многократно возрастает, особенно в связи с необходимостью координации деятельности участников перевозочного процесса на региональном уровне.
Компетенция и полномочия начальников дорог закреплены в типовом положении о дороге, которое в редакции, учитывающей процессы преобразований, проходящие в структуре управления, было утверждено 1 октября 2012 года. Согласно документу железная дорога впервые была наделена функциями центра по корпоративному управлению. Основными среди них были: разработка предложений по формированию стратегии ОАО «РЖД», контроль над выполнением регламентов взаимодействия подразделений, согласование предложений об изменении технологических процессов, разработка проектов по развитию рыночного потенциала РЖД в границах дороги, целевых проектов по развитию новых видов услуг, повышению конкурентоспособности, координация работы подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО.
Последние изменения были связаны с продолжающейся работой по выводу из состава дорог отдельных видов бизнеса в соответствующие филиалы ОАО «РЖД». Они наделяют дороги теми или иными функциями либо исключают их выполнение в связи с формированием вертикально интегрированных структур центральных дирекций.
Так, в целях обособления хозяйства гражданских сооружений и передачи непрофильного имущества с баланса Центральной дирекции инфраструктуры на баланс дорог были созданы дирекции по эксплуатации зданий и сооружений.
В связи с этим на дорогу были возложены функции обеспечения текущего содержания и обслуживания административных, служебно-технических, производственных зданий, жилищного фонда и других объектов инфраструктуры. По логике принятых изменений и по согласованию с ОАО «РЖД» на дорогу теперь возложена разработка форм управления жилищным фондом и реализация соответствующих мероприятий.
В прошлом году в ведение дорог были отданы химико-технологические лаборатории Дирекции по ремонту тягового подвижного состава и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава. В качестве структурных подразделений на каждой дороге теперь функционируют химико-технические лаборатории. Необходимые изменения были внесены и в распределение обязанностей между начальниками дорог и их заместителями.
В зависимости от складывающихся внешних и внутренних факторов необходимость в наделении начальников дорог дополнительными полномочиями встаёт перед центральным аппаратом на очередном витке развития корпоративного управления.
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 2660р от 3 декабря прошлого года ещё одной функцией начальника дороги в сфере корпоративного управления стала возможность наложения дисциплинарных взысканий (включая освобождение от занимаемой должности) на работников подразделений ОАО «РЖД», отвечающих за соблюдение бюджетной дисциплины, при наличии оснований, установленных нормативными документами.
А в августе этого года в связи со сложной эксплуатационной обстановкой на Забайкальской дороге её начальнику были даны дополнительные полномочия. Теперь он имеет право давать «обязательные для исполнения указания по вопросам эксплуатационной работы» не только работникам подразделений, но и руководителям, принимать решения об их привлечении к дисциплинарной ответственности, за исключением освобождения их от занимаемой должности.
Расширение полномочий предусматривает, тем не менее, возможность непосредственного обращения к вице-президентам, старшим вице-президентам и первым вице-президентам с представлениями об освобождении руководителей подразделений от занимаемых должностей. Эти меры за сравнительно короткий срок принесли уже ощутимые результаты.
В рамках реализуемой концепции совершенствования системы управления холдингом был разработан и ряд нормативных документов ОАО «РЖД» разъясняющего характера. Так, было утверждено распоряжение о единой целевой модели железной дороги, установившее её типовую организационную структуру, а также определившее основные задачи и функции заместителей начальников дорог.
Необходимо отметить, что в целом наделение начальника дороги дополнительными полномочиями направлено на снижение рисков потери контроля над бизнес-единицами, координацию их взаимодействия, что, несомненно, будет способствовать решению стратегических задач, поставленных перед начальниками дорог, и позволит, в свою очередь, быстрее достичь стратегических целей холдинга.
В конечном итоге результатом расширения полномочий начальников дорог должно явиться улучшение показателей эксплуатационной работы, совершенствование и обеспечение синхронизации технологических и корпоративных процессов на базе строгого соблюдения регламентов взаимодействия всех участников этих процессов по достижению общего положительного эффекта, предотвращающего риск организационной и технологической разбалансированности.