Железный феникс
Природный катаклизм может нанести серьёзный ущерб практически любому бизнесу. Об этом не понаслышке знают японские перевозчики
Великое восточнояпонское землетрясение, унесшее в 2011-м жизни 16 тыс. человек, стало серьёзным испытанием для East Japan Railway (JR East). Компания вернулась в докризисное расписание только спустя полгода после произошедшего. Проанализировав последствия трагедии, менеджмент внёс коррективы в основополагающие корпоративные документы, включая миссию и стратегию. Изменения были настолько значимыми, что 11 марта в JR East теперь называют вторым днём рождения компании.
Оценка ущерба
Землетрясение 2011 года магнитудой более 9 баллов стало сильнейшим за всю историю Японии и третьим по количеству жертв и масштабу разрушений. Больше всего пострадала префектура Тохоку, по территории которой проходят пути East Japan Railway.
В момент, когда волна цунами, вызванная подземными толчками, достигла побережья Японии, в пути были 27 высокоскоростных поездов компании. Движение было немедленно остановлено, закрылись станционные торговые центры.
Руководство компании предварительно оценило ущерб от катастрофы в 120 млрд иен ($1,45 млрд по курсу на тот момент), выразившихся в упущенной выгоде и расходах на восстановление инфраструктуры (высокоскоростные линии были повреждены в 1200 местах, обычные – в 4400). Но всё оказалось намного серьёзнее: по факту в течение последних двух лет компания недосчиталась более 210 млрд иен.
В марте 2005 года East Japan Railway приобрела страховку от землетрясений с покрытием в 71 млрд иен. Однако выплаты по ней начались только в конце прошлого года (на 20 млрд иен). Также компания хеджировала риск землетрясения производным финансовым инструментом на сумму до $260 млн. Но этот контракт не был исполнен, поскольку эпицентр подземных толчков находился вне оговорённых границ.
Сеть безопасности
Впрочем, финансовые убытки стали самой большой потерей JR East. Во время землетрясения сошёл с рельсов лишь один поезд компании. Причём он следовал пустым в тестовом режиме. Таким образом, ни один пассажир JR East не пострадал. Человеческих жертв удалось избежать благодаря принятым ранее мерам безопасности.
В первую очередь речь идёт о двух ключевых программах: установке аварийной системы раннего оповещения и укреплении колонн железнодорожных виадуков.
Приборы станций слежения JR East уловили критическое повышение сейсмической активности примерно за 12–15 секунд до того, как эхо первых сильных толчков достигло суши. Система раннего оповещения о землетрясении в автоматическом режиме начала последовательно отключать электроснабжение участков высокоскоростного движения и одновременно активировала аварийные тормоза во всех вагонах, оказавшихся в зоне возможного поражения.
Надо сказать, что развёртывание сети станций слежения JR East начала ещё в 1980-х. К концу 2011 года их число достигло 97, при этом 81 сейсмограф располагался непосредственно на железнодорожных путях, остальные – на побережье.
Программа укрепления инфраструктурных сооружений стартовала в компании в 1996 году в ответ на последствия другого крупного землетрясения (магнитуда 7,3 балла), нанёсшего ущерб префектуре Кобе. Тогда JR East столкнулась с многочисленными случаями разрушения колонн виадуков. К 2001 году были полностью завершены работы по повышению их устойчивости к горизонтальному сдвигу.
Кроме того, в октябре 2004 года после землетрясения в префектуре Ниигата стартовала пятилетняя программа укрепления мостовых сооружений.
В 2010 году East Japan Railway начала новый этап противосейсмических мероприятий – установку на колоннах виадуков защитных фартуков из стальных пластин.
«Всегда вперёд»
Проанализировав последствия Великого восточнояпонского землетрясения, руководство JR East убедилось в правильности ранее принятых мер и в то же время пришло к выводу, что ряд факторов не был учтён в долгосрочной стратегии развития, принятой в 2008 году. Поэтому менеджмент сформулировал для себя новые ключевые вызовы и целевые финансовые показатели.
В октябре 2012 года увидела свет концепция управления JR East, озаглавленная «Всегда вперёд». В ней отмечено, что катастрофа с новой остротой обнажила три ключевые проблемы Японии: старение населения, деградацию промышленности, тающаю силу региональных экономик. Основа миссии компании – оказание безопасных высококачественных услуг и содействие развитию местных сообществ – осталась без изменений. Однако подходы к достижению этих целей были изложены в новых формулировках. JR East назвала своей «Вечной миссией» стремление к экстремально высокому уровню безопасности, рост качества обслуживания, укрепление связей с местными сообществами. Вторым базовым принципом стало «Постоянное развитие потенциала» – технологические инновации, новые направления бизнеса, открытая корпоративная культура.
Компания выделила 300 млрд иен (порядка $3 млрд) на укрепление инфраструктуры в окрестностях Токио в 2013–2017 годах, чтобы сделать её устойчивой к природным катаклизмам. Инвестиции будут направлены на усиление колонн виадуков, несущих элементов электросети, перронов и зданий станций.
Менеджмент также намерен модернизировать систему раннего оповещения, расширив каналы передачи данных и увеличив мощность резервных источников питания для телекоммуникационного оборудования. Дополнительные меры связаны с повышением эффективности спасательных операций как за счёт установки новых технических средств и развития сети временных убежищ, так и благодаря повышению качества подготовки персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В 2016 году платформы станций железнодорожного кольца Токио будут оснащены автоматическими воротами, чтобы предотвратить падение людей на пути. Для уменьшения вероятности столкновения составов и схода поездов будет увеличено число систем автоматического торможения. Также планируется упростить инструкции по действиям в чрезвычайных ситуациях и добиться большей унификации оборудования с целью исключения «человеческого фактора».
Усилилось сотрудничество JR East с местными сообществами. Увеличился объём совместных с муниципалитетами рекламных кампаний, в торговых центрах JR East появились отделы товаров местного производства, изменились подходы к проектированию региональных станций.
Повышения качества обслуживания компания намерена добиться за счёт снижения отказов оборудования на треть. Запланированы модернизация системы интернет-бронирования и модификация продуктовой линейки, которая позволит клиентам более гибко формировать пакеты приобретаемых услуг. JR East рассчитывает, что к 2021 году через онлайн-системы их будет продаваться до 70%. Одновременно компания расширит функционал своих транспортных карт, расширив возможности использования электронных денег в торговых точках. По прогнозам, к 2016 году количество транзакций составит 5 млн в сутки, спустя «пятилетку» – 8 млн.
В фокусе внимания
По оценкам, к 2020 году доля престарелых людей в населении Восточной Японии достигнет 30%. JR East планирует сделать свою транспортную систему более комфортной для использования лицами старшего возраста. При этом компания рассматривает возможность приобретения активов в области здравоохранения, образования, курьерской доставки, бытовых услуг населению.
Будет усилен и фокус на обслуживание въездного туризма. Компания введёт в эксплуатацию купейные поезда, которые будут курсировать по специально разработанным маршрутам. К 2017 году доход от продажи услуг иностранным туристам должен удвоиться, составив 10 млрд иен ($99 млн).
Технологические инновации нацелены на расширение использования возобновляемых источников энергии и снижение воздействия на окружающую среду. Компания планирует ввести в эксплуатацию поезда с гибридной силовой установкой. Дополнительную экономию энергии обеспечат установка светодиодных ламп, замена отопительного оборудования и кондиционеров, модернизация сети электропередачи. К 2021 году JR East рассчитывает сократить потребление электроэнергии на 8% относительно уровня 2011 года.
Изменения произошли и в стратегии управления интеллектуальной собственностью. Руководство компании объявило курс на более активное участие в международных транспортных проектах, прежде всего в Азии. При этом планируется активное использование оборудования собственного производства.
В области кадровой политики также произошли серьёзные коррективы. В нынешнем году JR East ввела в действие новую систему мотивации персонала, внедрила дополнительные механизмы обмена опытом, облегчила карьерный рост женщин и инвалидов. Фундаментальным сдвигом стало открытие возможностей по трудоустройству для иностранцев. Базовыми принципами корпоративной культуры стали горизонтальное разделение обязанностей и глобальная оптимизация. Первый мотивирует отдельные подразделения к самостоятельному достижению наилучших результатов, второй предписывает руководствоваться при этом общими интересами.
Заключительные положения нового стратегического плана адресованы акционерам JR East. Руководство обещает инвесторам возврат на вложенный капитал за счёт увеличения стоимости акций и дивидендных выплат. Залогом достижения этого стало обязательство не повышать номинальный размер долга в долгосрочной перспективе.
Связные в городе
Татьяна Сигаева, заместитель руководителя научно-производственного объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы,
Московские центральные диаметры продолжат дело МЦК
Рубрики: Разбор полетов