Гузель Закарян
генеральный директор ООО «Бизнес ресурсы», консультант по вопросам делового имиджа, протокола и этикета
Простые правила
На построение репутации в бизнесе могуть быть затрачены многие годы. Но потерять её очень просто: достаточно забыть о существовании общепринятых норм делового этикета
В последнее время российские компании всё больше внимания уделяют вопросам деловой этики и этикета. Объём соответствующих обучающих программ с каждым годом увеличивается. Практически во всех высших учебных заведениях сейчас есть такие дисциплины, как «этикет деловых отношений» или «этика бизнеса». Многие крупные корпорации активно сотрудничают в данной сфере с различными центрами обучения и повышения квалификации. И это не случайно.
Универсальный инструмент
Этика делового общения – один из главных критериев оценки профессиональной деятельности как отдельного сотрудника, так и компании в целом. Использование норм и правил деловой этики при взаимодействии с коллегами, партнёрами и клиентами в итоге определяет, насколько плодотворно будут выстраиваться взаимоотношения с ними.
Этикет регламентирует возрастные, статусные и половые различия. Например, взаимоотношения между людьми старшего и младшего возраста, начальниками и подчинёнными, мужчинами и женщинами. Но следует обратить внимание, что деловой (служебный) этикет, в основе которого лежат статусные различия и субординация, отличается от требований общегражданского (светского) этикета, который учитывает в большей степени возрастные и гендерные (половые) различия между людьми. И этому следует придавать особое значение, что позволит избежать напряжения в деловых отношениях как с коллегами, так и с партнёрами, клиентами. Например, в деловом этикете пропускать вперёд нужно старшего по статусу (то есть руководителя), а не женщину.
Деловая этика и этикет – универсальные инструменты эффективного бизнес-общения. В основном они находят отражение в служебных инструкциях, методических рекомендациях, кодексах корпоративного поведения. Чтобы правила делового этикета успешно применялись, организации проводят разъяснительную работу с персоналом и различные обучающие мероприятия. От того, насколько хорошо работники знают «предмет», правильно понимают этику корпоративного поведения и соизмеряют свои действия c корпоративными ценностями и стандартами, зависит не только личный успех каждого, но и атмосфера внутри всего коллектива, способствующая успеху общего дела. И напротив, некорректное поведение, пренебрежение к профессиональным этическим принципам может нанести ущерб репутации и имиджу компании.
Без возврата
Рассмотрим стандартные ошибки на примере отечественных организаций. Одной из самых распространённых считается нарушение «этикета времени»: пренебрежение к пунктуальности, опоздания на совещания (встречи, переговоры), необоснованные задержки в подготовке документов, несоблюдение сроков и условий договоров, несвоевременные ответы (или даже их отсутствие) на электронные письма.
Разумеется, не стоит говорить о банальностях, но известный постулат «время – деньги» в полной мере отражает естественное для деловой культуры всего мира уважительное отношение к рабочему времени. Если не брать во внимание некоторые национальные особенности, можно с уверенностью сказать, что наиболее удачливый бизнес всегда пунктуален и чётко соблюдает регламент. Так, в западной деловой культуре считается дурным тоном регулярная работа вне утверждённого расписания.
Соблюдение «этикета времени» в деловых отношениях – это проявление уважения к партнёрам и клиентам, руководителей к подчинённым. Умение считаться с временными рамками позволяет создать благоприятный микроклимат в коллективе и в бизнес-отношениях. Именно в этом состоит значение структурирования рабочего дня: систематичность, педантичность, ответственность за «этикет времени».
Сегодня для любого руководителя важно формировать положительный личный имидж своей компании, поэтому поступки должны соответствовать внутренним нравственным убеждениям. Стиль управления при деловом взаимодействии с коллегами и подчинёнными должен определять чёткость и организованность в манере поведения. Только в этом случае нормы деловой этики помогут выстроить эффективное деловое общение с людьми.
Разумеется, стремительность современного мира, обилие транспорта, загруженность дорог создают массу проблем, однако эти обстоятельства не снимают ответственности за взятые на себя обязательства. Если расчёт времени вызывает малейшее сомнение, необходимо вносить в свой график достаточный запас, чтобы прибыть на место хотя бы с пятиминутным ожиданием.
Если опоздание всё же неизбежно, нужно как можно раньше, без объяснения причин сообщить о нём партнёрам с извинениями и попросить перенести встречу на другое время или день. В случае отказа отнеситесь с пониманием к такому повороту событий, объективно оцените сложившуюся ситуацию и сделайте для себя необходимые выводы.
В любом случае необходимо помнить, что время не имеет возврата. И отсутствие уважения к нему стоит слишком дорого. Опоздав на встречу или деловые переговоры, можно потерять контракты, заказы, гонорары и, что немаловажно, деловую репутацию.
Пунктуальность – черта современного конкурентного бизнеса, знак культуры и символ уважения к деловым партнёрам, заказчикам, а также коллегам.
Немаловажно соблюдать «этикет времени» и в деловой электронной переписке. На сообщение нужно реагировать в течение суток, максимум двух. Если на ответ потребуется более длительный период, о причине задержки необходимо сообщить адресату. Когда для сбора информации вам может понадобиться неделя или месяц, укажите запланированную дату окончания работ. Отсутствие ответа на электронное письмо в течение пяти рабочих дней означает отказ от общения. Если вы стремитесь сохранить деловые отношения, обязательно через двое или трое суток после отправки электронного послания нужно уточнить у партнёра по телефону или письмом, получил ли он вашу информацию.
Оттенки вкуса
Отдельно хочется обратить внимание на этикет в деловой одежде. В известной поговорке «по одёжке встречают...» ёмко отражена роль имиджа в социальном представлении о человеке. Хотим мы того или нет, но одежда является наглядной многомерной информацией о нашей профессиональной деятельности, финансовых возможностях, эстетическом вкусе, статусе, психологических и других особенностях. Это своеобразная визитная карточка каждого делового человека.
Внешний вид оказывает сильное воздействие на партнёров, нередко предопределяя дальнейшие отношения, по крайней мере, на начальном этапе общения. В современном обществе уже недостаточно быть квалифицированным специалистом с хорошими деловыми качествами, необходимо ещё и выглядеть соответственно рангу и профессии.
Такое понятие, как дресс-код, действительно актуально в деловом сообществе. Это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, солидным, уверенным в себе и внушающим доверие.
Как правило, сотрудники компаний одеваются в традиционную для своей области деятельности деловую одежду. Например, в банковской сфере требования к внешнему виду более консервативны, чем у представителей креативных профессий: журналистов, сотрудников event-компаний, дизайнеров.
Впечатление формируется уже в первые сорок – пятьдесят секунд общения. Преимущественно роль в этом играет внешний вид человека. Это оказывает социально-психологическое воздействие на партнёров, нередко предопределяя их дальнейшие отношения.
Основой деловой одежды для обоих полов является костюм. Для мужчин правила достаточно строги, регламентированы как этикетом, так и эстетическими, традиционно сложившимися требованиями. Для женщин предусмотрено больше вольностей, ведь предполагается, что они лучше разбираются в деталях одежды и их сочетании. Тем не менее на практике именно женщины чаще всего нарушают корпоративный дресс-код. Поэтому важно умение сочетать на работе правильный деловой имидж и в то же время подчеркивать свой собственный стиль.
Умеренность, гармоничность, следование неукоснительным правилам этикета и протокола, а также моде и индивидуальности в одежде – правила, которые помогают чувствовать себя более уверенно и позволяют рассчитывать не без оснований на эффективную деловую коммуникацию.
Правила общения
Что касается этикета делового общения, то умение правильно вести себя с коллегами, подчинёнными и партнёрами является важным фактором, позволяющим добиться успеха в служебной и бизнес-деятельности.
Деловое общение всегда подразумевает взаимное уважение в отношениях с коллегами и партнёрами. В деловом этикете особенно важна интонация, так как иногда она способна изменить смысл сказанного, придав ему обратное значение. Например, «да» может прозвучать как «нет», и наоборот.
Неправильно выбранная тональность разговора не только мешает общению, но зачастую создаёт ложное представление о собеседнике.
Так, у зарубежных партнёров нередко складывается впечатление о российских бизнесменах как об агрессивных и фамильярных натурах. Причина в том, что в официально-деловых переговорах не всегда выдерживается нужная тональность. Порой она носит безапелляционный, напористый, повышенный характер.
Все затронутые выше вопросы тесно связаны с корпоративной культурой и профессиональной этикой каждой компании. Без этого в современном мире практически недоступны карьерный рост, профессиональное развитие, финансовый успех. Поэтому, как правило, репутация, имидж бизнесмена как успешного, удачливого, хорошо образованного и воспитанного человека тщательно продумываются и оберегаются.