Единая услуга
Национальные железнодорожные компании России, Казахстана и Белоруссии приступили к созданию Объединённой транспортно-логистической компании
На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме железнодорожные администрации России, Белоруссии и Казахстана подписали соглашение по созданию Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК). Её целью является увеличение доли государств Единого экономического пространства в перевозках между Европой и Азией с нынешних 2% до 7–10%.
Основа модели
РЖД озвучили идею по внесению своего пакета акций «ТрансКонтейнера» в общую логистическую компанию в прошлом году. В это время в правительстве обсуждалась возможность приватизации 50% контейнерного оператора, и интерес у частных компаний к такой покупке был довольно велик. Среди возможных претендентов назывались группы «Сумма» и FESCO, UCL Holding, владельцы крупнейшего в России частного оператора Globaltrans.
Противниками внесения «ТрансКонтейнера» в ОТЛК были первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и Минэкономразвития России. Однако ОАО «РЖД» сумело доказать целесообразность такого шага, и в апреле прошлого года было принято принципиальное решение о создании единой логистической компании с включением в неё «ТрансКонтейнера».
Основой ОТЛК должна стать вертикально интегрированная база активов, которая позволит оказывать комплексную услугу по перевозке железнодорожным транспортом с «последней милей» и охватом на всей территории Единого экономического пространства. В результате ОАО «РЖД» совместно с другими национальными перевозчиками должно занять заметную позицию на международном транспортном рынке.
Как отмечается в соглашении, ОТЛК создаётся в форме акционерного общества. После получения согласия государственных органов в его уставный капитал будут внесены акции или доли участия в компаниях – операторах подвижного состава и терминалов (ОАО «ТрансКонтейнер», АО «Кедентранссервис», АО «Казтранссервис» и ряда других), транспортно-логистических компаниях (ОАО «РЖД Логистика»), а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и необходимое для деятельности имущество железнодорожных грузовых терминалов на станциях Забайкальск (Россия), Достык (Казахстан), Алтынколь (Казахстан), Брест-Северный (Белоруссия).
В дальнейшем акционеры ОТЛК должны будут определить степень самостоятельности компаний, передаваемых в уставный капитал новой структуры. Скорее всего, помимо единой цели – борьбы за груз в транспортных коридорах Европа – Азия, – у компаний ЕЭП сохранится и собственная операционная деятельность при работе на внутренних рынках.
Ориентация на местности
Время для создания новой логистической структуры выбрано удачно. Сейчас в мире происходит перераспределение глобальных транспортных потоков. Компании из развитых стран стараются разместить производство в государствах с меньшими издержками, расстояние между рынками производства и потребления значительно возросло, что потребовало усложнения логистики, появления её новых видов, связанных с развитием систем управления.
Доля России на рынке мировых транспортных логистических услуг составляет менее 2%. Производители из западных государств и из Китая под воздействием политики своих правительств крайне неохотно отдают логистику своей продукции другим странам. Поэтому заинтересовать их могут только очень выгодные предложения, обеспеченные гарантиями, необходимыми мощностями и средствами.
Но у ОТЛК есть хорошие перспективы увеличить свою долю как за счёт расширения внутреннего рынка, так и с помощью наращивания международного присутствия. Развитие центральных и западных провинций Китая, а также хорошие отношения с этим государством дают возможность нашим логистическим компаниям претендовать на долю этого рынка.
Поэтому прогнозы аналитиков относительно российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) весьма оптимистичны. По оценкам The Boston Consulting Group, в перспективе он может увеличиться в полтора раза. Уже в 2015-м его объём может достичь 1,5 трлн руб., доля логистических услуг составит около 34%. Strategy Partners даёт схожие оценки: по её данным, объём рынка ТЛУ в 2015 году составит 1,4 трлн руб. при консервативном сценарии и превысит 1,5 трлн руб. – при оптимистичном.
Что характерно, эксперты утверждают, что даже в случае глобального кризиса рынок перевозок между новыми полюсами мировой экономики будет расти хотя бы на несколько процентов в год. «Есть исследования McKinsey, которые говорят, что к 2050 году в тройке мировых лидеров будут Китай и Индия, а мы находимся как раз на перекрёстке торговых путей из этих стран. Это нужно использовать», – считает вице-премьер Казахстана Кайрат Келембетов. При этом, говорит он, всего лишь стереотипом является мнение о том, что логистика – обслуживающий перевозку грузов сегмент, который сам по себе не может быть драйвером роста.
«Перед нами стоит проблема создания совершенно новой транспортно-логистической инфраструктуры – это вызов всему миру. И в смысле развития транспортно-логистического потенциала создание Единого экономического пространства (ЕЭП) вписывается в эти процессы. По пути новых железных дорог и транспортных коридоров должны возникать целые кластеры, которые, с одной стороны, обслуживают эту инфраструктуру, а с другой – должны сами использовать новые транспортные возможности», – заявил Кайрат Келембетов.
Проект ОТЛК, как ожидается, принесёт существенные выгоды как акционерам этой компании, так и государствам ЕЭП. Согласно бизнес-плану общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн ДФЭ. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к этому году составит около $1,6 млрд. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020-му, согласно расчётам, составит $11,3 млрд, в том числе для России – почти $5 млрд, для Казахстана – $5,3 млрд, для Белоруссии – около миллиарда.
Инфраструктурный прецедент
Для обеспечения роста внутренних и международных перевозок, в том числе транзитных, ОТЛК будет инвестировать в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру. Предполагается, что к 2020 году объём вложений составит около $6,2 млрд. Капитальные инвестиции будут осуществляться за счёт собственных и заёмных средств компании без привлечения дополнительных финансовых ресурсов учредителей.
Создание ОТЛК является одним из немногих реальных решений в рамках интеграционных процессов ЕЭП и пока единственным, которое консолидирует инфраструктурные отрасли трёх государств. Появление данной компании позволит модернизировать инфраструктуру, а инвестиции – обслуживать транспортные потребности экономик стран Таможенного союза.
«Это рамочное соглашение, фиксирующее согласие сторон на создание такой компании, которая будет работать на принципах, заложенных в устав ЕЭП, – рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Мы совместно будем работать с китайцами. Все хотят получить их грузы. Поэтому, чтобы не конфликтовать, нам нужно договариваться». РЖД предложили, чтобы юрисдикция была российской. Но принимать окончательное решение будут правительства трёх государств.
Как пояснил Владимир Якунин, формирование уставного капитала ОТЛК будет проходить в несколько операций, потому что стоимость 51% российского пакета довольно велика – $950–980 млн. «Мы договорились о том, что казахстанская и белорусская стороны готовы довносить средства в несколько операций в определённый период, который сейчас обсуждается, – говорит Владимир Якунин. – Этот срок может быть до 7 лет. Причём часть вносится материальными активами. Скажем, терминалы на границе – это больше характерно для Казахстана. У белорусской стороны меньше собственности. Именно поэтому мы делаем такую растяжку по времени».
Казахстан сможет внести примерно до четверти своей части основного капитала, а дальше будет добавлять средства в течение того периода, который будет согласован. Белоруссия сейчас решает, что они будут вносить в уставный капитал – деньги или имущество. Для этой страны ситуация осложняется тем, что нет законодательной базы для приватизации активов. Поэтому им необходимо принять отдельный нормативный акт (это может быть указ президента), который разрешит это сделать.
«Создание ОТЛК позволит железнодорожным администрациям России, Казахстана, Белоруссии оперировать единым парком подвижного состава, устанавливать сквозные тарифы по всей территории ЕЭП, сократить порожний пробег вагонов, уменьшить задержки на таможенные операции и даст возможность грузовладельцам работать с одной международной компанией, а не с несколькими в различных государствах», – считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов.
Для создания мощной транспортно-логистической компании с передовыми технологиями ОАО «РЖД» в конце прошлого года купило за 800 млн евро 75% акций французской GEFCO, а её дочерняя компания «РЖД-Логистика» – дополнительный пакет австрийской Far East Land Bridge Ltd (всего доля составляет 25,3%). Обе иностранные логистические компании хорошо вписываются в концепцию ОТЛК на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Однако при загруженности железнодорожной сети в России вопрос транзитных перевозок невозможно решить только таким путём. Государство уже выделяет дополнительные средства для расширения транспортных возможностей Дальнего Востока и на создание высокоскоростной магистрали Москва – Казань. В бизнес-плане ВСМ учитывается, что по ней могут пойти контейнерные грузы.
На Дальний Восток будет выделено в течение четырёх лет 260 млрд руб. из госбюджета и Фонда национального благосостояния. Это позволит перевести на БАМ большую часть грузов, а Транссиб освободить для скоростного пассажирского и контейнерного движения.