Сергей Донской,
министр природных ресурсов и экологии РФ
Транспорт встанет на «зелёные колёса»
Но помочь в этом должно государство
В конце прошлого года был утверждён План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития России. По нему к 2030 году должен быть решён ряд наиболее важных задач. Среди них переход на повсеместное использование экологически безопасных материалов, внедрение ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем в транспортный комплекс и его инфраструктуру. Поэтапная реализация этого плана в конечном итоге приведёт к существенному повышению уровня экологической безопасности транспорта.
Чтобы актуальные проблемы эффективно решались, в первую очередь нужно правильно организовать сотрудничество всех участников процесса: и государственных ведомств федерального и регионального уровней, и бизнеса. Комплексный подход подразумевает не только широкий взгляд на проблему, но и привлечение внимания к ней всех заинтересованных сторон. Возьмём, к примеру, современные покрытия для автодорог. Широкое использование в их производстве различных полезных ископаемых стимулирует добывающую отрасль, позитивно влияет на её развитие. Следовательно, в интенсификации внедрения современных технологий в дорожное строительство оказываются заинтересованы сразу несколько профильных ведомств, в том числе, разумеется, Минприроды. Варианты постепенного перехода на более экологичное газомоторное топливо активно обсуждаются не только экологами и транспортниками, но и крупным бизнесом, а также коллегами из Минэнерго. Для них эта тема не менее актуальна.
Хочу отметить, что мы полностью поддерживаем, когда сами транспортные компании выступают с экологическими инициативами. К примеру, в Стратегии инновационного развития ОАО «РЖД», или, как ещё называют этот документ, в «Белой книге», в числе ключевых приоритетов обозначены повышение энергоэффективности и охрана окружающей среды. Эффект от ответственного подхода к проблемам экологии очевиден. По сравнению с 2007 годом на железных дорогах более чем на треть сократились выбросы вредных веществ, уменьшилось образование отходов.
Между тем если говорить о внедрении на транспорте в целом «зелёных» технологий, то, очевидно, сейчас существуют определённые проблемы. В том числе и потому, что применение подобных технологий – это в первую очередь затраты. Соответственно, нужно создать такие условия, чтобы, кроме расходов, «зелёные» технологии приносили бы ещё и доходы. Их использование должно стать выгодным для участников рынка, и первый шаг в этом направлении должно сделать государство. Мы опять возвращаемся к необходимости рассматривать проблему в комплексе, так как точечное воздействие будет неэффективным.
Развитие «зелёных» технологий – это не только создание экологичных видов транспорта и топлива, но и строительство соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы использовать биодизель, нужно вырастить сырьё и построить заводы для его переработки в топливо. Необходимо подготовить кадры, которые смогут эксплуатировать оборудование, ремонтировать транспортные средства, работающие на биодизеле. Поэтому внедрение новинок должно обязательно сопровождаться как экономическими стимулирующими мерами, так и поддержкой государства.
Можно в некоторой степени снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха так называемыми передвижными источниками. Это одна из целей политики, проводимой Минприроды. Так, рельсовый электротранспорт, конечно, экологически более чистый, чем автомобильный. Вместе с тем при определении целесообразности использования того или иного вида транспорта в конкретном городе или регионе должен быть проведён полный анализ текущей ситуации. Поэтому однозначно говорить о каких-либо преимуществах можно только после финансово-экономической и экологической оценки разных вариантов с привязкой к конкретной территории.
Сегодня повышенное внимание уделяется городам с наиболее интенсивным автомобильным движением – тем, где «вклад» выхлопов в загрязнение воздуха составляет 90–95%. В их число входят Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Полученный положительный опыт будет, безусловно, распространён и на другие города.
И можно отдельно остановиться на опыте курортной столицы России – Сочи. Уже почти завершено предолимпийское строительство. Ряд «зелёных» стандартов, решающих проблемы загрязнения воздуха, удалось внедрить уже на этапе планирования олимпийских объектов и транспортной инфраструктуры. Кроме того, в 2011 году Минприроды были разработаны рекомендации по комплексу природоохранных мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в Сочи.
Основное внимание уделено автотранспорту как главному загрязнителю атмосферного воздуха. Минимизация негативного воздействия на атмосферу рассматривалась как с точки зрения замены традиционного топлива на экологически чистое, так и за счёт ограничения использования автомобилей низкого экологического класса, внедрения эффективной парковочной политики, экодрайвинга. Кроме того, в своих рекомендациях Минприроды уделило внимание организации дорожного движения в Сочи. Чтобы снизить вредное воздействие на окружающую среду, было предложено ввести бессветофорное движение на съездах с нескольких оживлённых развязок.
Говоря об экологических видах транспорта, нельзя забывать и о проведённой в Сочи модернизации железных дорог, закупке нового подвижного состава. По этому направлению проделана большая работа. Безусловно, частичная замена автомобилей на скоростной железнодорожный транспорт также приведёт к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,
Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды
Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),
Специалисты будущего должны быть универсалами
Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,
Стратегия управления талантами
Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,
От новых локомотивов к беспилотным поездам
Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,
Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего
Рубрики: Гость номера