Транспорт встанет на «зелёные колёса»
Сергей Донской,
Сергей Донской,
министр природных ресурсов и экологии РФ

Транспорт встанет на «зелёные колёса»

Но помочь в этом должно государство
В конце прошлого года был утверждён План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития России. По нему к 2030 году должен быть решён ряд наиболее важных задач. Среди них переход на повсеместное использование экологически безопасных материалов, внедрение ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем в транспортный комплекс и его инфраструктуру. Поэтапная реализация этого плана в конечном итоге приведёт к существенному повышению уровня экологической безопасности транспорта.

Чтобы актуальные проблемы эффективно решались, в первую очередь нужно правильно организовать сотрудничество всех участников процесса: и государственных ведомств федерального и регионального уровней, и бизнеса. Комплексный подход подразумевает не только широкий взгляд на проблему, но и привлечение внимания к ней всех заинтересованных сторон. Возьмём, к примеру, современные покрытия для автодорог. Широкое использование в их производстве различных полезных ископаемых стимулирует добывающую отрасль, позитивно влияет на её развитие. Следовательно, в интенсификации внедрения современных технологий в дорожное строительство оказываются заинтересованы сразу несколько профильных ведомств, в том числе, разумеется, Минприроды. Варианты постепенного перехода на более экологичное газомоторное топливо активно обсуждаются не только экологами и транспортниками, но и крупным бизнесом, а также коллегами из Минэнерго. Для них эта тема не менее актуальна.

Хочу отметить, что мы полностью поддерживаем, когда сами транспортные компании выступают с экологическими инициативами. К примеру, в Стратегии инновационного развития ОАО «РЖД», или, как ещё называют этот документ, в «Белой книге», в числе ключевых приоритетов обозначены повышение энергоэффективности и охрана окружающей среды. Эффект от ответственного подхода к проблемам экологии очевиден. По сравнению с 2007 годом на железных дорогах более чем на треть сократились выбросы вредных веществ, уменьшилось образование отходов.

Между тем если говорить о внедрении на транспорте в целом «зелёных» технологий, то, очевидно, сейчас существуют определённые проблемы. В том числе и потому, что применение подобных технологий – это в первую очередь затраты. Соответственно, нужно создать такие условия, чтобы, кроме расходов, «зелёные» технологии приносили бы ещё и доходы. Их использование должно стать выгодным для участников рынка, и первый шаг в этом направлении должно сделать государство. Мы опять возвращаемся к необходимости рассматривать проблему в комплексе, так как точечное воздействие будет неэффективным.

Развитие «зелёных» технологий – это не только создание экологичных видов транспорта и топлива, но и строительство соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы использовать биодизель, нужно вырастить сырьё и построить заводы для его переработки в топливо. Необходимо подготовить кадры, которые смогут эксплуатировать оборудование, ремонтировать транспортные средства, работающие на биодизеле. Поэтому внедрение новинок должно обязательно сопровождаться как экономическими стимулирующими мерами, так и поддержкой государства.

Можно в некоторой степени снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха так называемыми передвижными источниками. Это одна из целей политики, проводимой Минприроды. Так, рельсовый электротранспорт, конечно, экологически более чистый, чем автомобильный. Вместе с тем при определении целесообразности использования того или иного вида транспорта в конкретном городе или регионе должен быть проведён полный анализ текущей ситуации. Поэтому однозначно говорить о каких-либо преимуществах можно только после финансово-экономической и экологической оценки разных вариантов с привязкой к конкретной территории.

Сегодня повышенное внимание уделяется городам с наиболее интенсивным автомобильным движением – тем, где «вклад» выхлопов в загрязнение воздуха составляет 90–95%. В их число входят Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Полученный положительный опыт будет, безусловно, распространён и на другие города.

И можно отдельно остановиться на опыте курортной столицы России – Сочи. Уже почти завершено предолимпийское строительство. Ряд «зелёных» стандартов, решающих проблемы загрязнения воздуха, удалось внедрить уже на этапе планирования олимпийских объектов и транспортной инфраструктуры. Кроме того, в 2011 году Минприроды были разработаны рекомендации по комплексу природоохранных мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в Сочи.

Основное внимание уделено автотранспорту как главному загрязнителю атмосферного воздуха. Минимизация негативного воздействия на атмосферу рассматривалась как с точки зрения замены традиционного топлива на экологически чистое, так и за счёт ограничения использования автомобилей низкого экологического класса, внедрения эффективной парковочной политики, экодрайвинга. Кроме того, в своих рекомендациях Минприроды уделило внимание организации дорожного движения в Сочи. Чтобы снизить вредное воздействие на окружающую среду, было предложено ввести бессветофорное движение на съездах с нескольких оживлённых развязок.

Говоря об экологических видах транспорта, нельзя забывать и о проведённой в Сочи модернизации железных дорог, закупке нового подвижного состава. По этому направлению проделана большая работа. Безусловно, частичная замена автомобилей на скоростной железнодорожный транспорт также приведёт к снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,

Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды

Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru