Павел Шанченко,
ведущий научный сотрудник отделения «Экономика и финансы» ОАО «ВНИИЖТ»
Смотря как считать
Эффективность любой компании во многом зависит от производительности труда. РЖД – одна из немногих отечественных бизнес-структур, регулярно занимающихся этим вопросом. Железнодорожники традиционно увязывают динамику зарплаты с результатами трудовой деятельности. Общеотраслевое повышение эффективности работы – задача, которая поставлена как руководством страны, так и экономической конъюнктурой. «Пульт управления» предложил своим читателям и авторам, начиная с этого номера, открыть обсуждение данной темы
Показатель «производительность труда» в РЖД формируется на основе нормативных документов, направленных на достижение компанией определённых ориентиров. Например, это Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.
На производительность труда влияют как внутренние, так и внешние факторы. К первым относятся применяемая система мотивации; объёмы работ как отдельных филиалов, так и компании в целом; организация производства и труда на каждом рабочем месте. Кроме того, имеют значение уровень механизации и автоматизации технологических процессов, квалификация работников, а также вовлечённость персонала в решение стратегических и тактических задач компании через систему ключевых показателей эффективности.
К внешним факторам (а они также оказывают влияние на производительность труда, численность и текучесть кадров) относятся, например, размер среднемесячной зарплаты в дирекциях ОАО «РЖД» по сравнению с предприятиями других отраслей экономики конкретных регионов; уровень безработицы; наличие квалифицированных кадров на местном рынке труда и др.
Достижение плановых заданий по повышению производительности труда во многом зависит от объёма инвестиций, выделяемых на технологическое развитие, а также от эффективности системы управления. В этой связи разрабатывается целый комплекс мероприятий, которые можно условно разделить на три группы: техническую, технологическую и организационную.
Первая группа – внедрение новой техники. Второе направление (технологическое) включает в себя, к примеру, мероприятия по автоматизации и механизации технологических процессов. Организационные меры, относящиеся к третьей группе и не требующие больших дополнительных затрат, могут быть связаны с разработкой и применением новых регламентов обслуживания и ремонта технических средств, совмещением профессий, совершенствованием системы оптимизации и нормирования трудозатрат на технологические процессы и др.
В условиях актуализации инвестиционных планов вопросам, связанным с ростом производительности труда, уделяется особое внимание. В ОАО «РЖД» разработана Программа снижения расходов филиалов, в которую как часть включён комплекс мер, обеспечивающих повышение производительности труда. В частности, это обновление и модернизация основных средств, в том числе путевой техники; внедрение средств автоблокировки и диспетчерской централизации и др. Кроме того, речь здесь идёт о развитии сортировочных станций, а также внедрении средств диагностики для контроля уровня технического состояния основных средств и подвижного состава.
Производительность труда – показатель, который постоянно находится в центре внимания руководства. Поэтому Департамент экономики ОАО «РЖД» проводит регулярный мониторинг ситуации в разрезе всех структурных подразделений и компании в целом. По его результатам принимаются необходимые шаги, направленные на достижение заданного уровня. При этом надо иметь в виду, что, несмотря на важность этого показателя, он не единственный, по которому оценивается эффективность деятельности подразделений РЖД.
В условиях реформирования железнодорожного транспорта и создания на базе ОАО «РЖД» холдинга, включающего в себя совокупность подразделений, выполняющих спектр работ не только для оказания услуг в грузовых и пассажирских перевозках, но и по другим видам деятельности, наибольшую значимость приобретают оптимизация расходов и повышение эффективности трудовых ресурсов. Критерием оценки является уровень производительности труда, обеспечивающий максимальную отдачу.
В 2011 году темп роста производительности труда работников РЖД составил 7,5% к уровню предыдущего года. В свете стратегических задач, поставленных перед подразделениями холдинга (повышение производительности труда к концу 2015 года на 30% к уровню 2009 года), становится особенно важно качество оценки данного параметра. А это непосредственно зависит от системы его расчёта. Для этого можно рассматривать четыре вида показателей: натуральные и условно-натуральные, стоимостные и индексные.
Выбор каждого из них обусловлен возможностью сопоставления с аналогичными показателями других предприятий, подразделений. В случае если для оценки производительности труда используется стоимостной показатель, то речь идёт о доходности на одного работающего, что для холдинговых структур является ключевым показателем эффективности деятельности. В то же время в структуру РЖД входят филиалы, характеризующиеся различными видами продукции, работ и услуг, поэтому применение всех указанных выше видов показателей является правомерным. В зависимости от специфики деятельности каждого подразделения для него необходимо сформировать свою модель расчёта производительности труда. В её основе должна лежать возможность учёта не только одного вида работ (услуг), но и нескольких, выраженных различными измерителями.
С позиций оценки эффективности показателя производительности труда специалистов прежде всего интересует не его достигнутое в отчётном периоде значение, а динамика (индекс), то есть уровень изменения по сравнению с предыдущим сопоставимым периодом. Этот индикатор является критерием оценки сопоставимости увеличения производительности труда с ростом заработной платы работников.
Формирование структуры холдингового типа и наличие нескольких видов бизнеса придают оценке производительности труда различных подразделений особую роль. В этом случае решение задачи определения производительности труда как отдельных видов бизнеса, так и холдинговой структуры в целом является показателем эффективности деятельности.
В 2011 году ОАО «ВНИИЖТ» совместно со специалистами ОАО «РЖД» разработали систему показателей производительности труда для структурных подразделений холдинга. В настоящее время она проходит апробацию. Однако следует отметить, что, несмотря на наличие общего системного подхода к формированию моделей производительности труда, пока ещё в оценке производительности труда для отдельных структур остаются принципиальные вопросы («дискуссионные точки»), решение которых обеспечит более объективный анализ этого показателя и повысит качество управления трудовыми ресурсами.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,
От ручного управления к программно ориентированному
Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,
В чём принципы архитектуры цифровой компании
Рубрики: Корпоративное управление