Один на всех
Без сети Интранет сложно представить себе работу РЖД. Какие цели и задачи сегодня стоят перед Интранетом компании?
Потребность в создании портала для обеспечения единой информационной управленческой среды возникла в ОАО «РЖД» в 2007 году. Идея была в том, чтобы вести в общем информационном пространстве всю документацию и обеспечивать управление проектами. Портал разрабатывала компания «Диджитал Дизайн», и в конце 2007 года в нашем департаменте была внедрена автоматизированная система управления оперативной деятельностью ИТ-хозяйства (АСУ ОДИТ).
Но в 2008 году, когда портал заработал, начали поступать заявки от департаментов и структурных подразделений компании на создание собственных узлов. Наш департамент принял решение развивать портал, хотя изначально система предназначалась для создания единой информационной и управленческой среды только ИТ-хозяйства ОАО «РЖД». В типовом виде это хранилище документов, различных справочников, событийных календарей, форумов, опросов, фото- и видеоматериалов.
Кроме того, это полнотекстовой поиск по всем размещённым материалам, поиск внутри документа, в том числе в формате pdf.
В настоящий момент АСУ ОДИТ предоставляет пользователям ОАО «РЖД» всех уровней единый, гибко настраиваемый инструмент для выполнения рабочих бизнес-процессов и доступа к информации, находящейся как внутри системы, так и в интегрированных с ней узлах. Существует возможность доступа к порталу с любого компьютера, расположенного в системе передачи данных компании (за счёт использования веб-интерфейса), и возможность персональной настройки пользовательского интерфейса.
Интранет-портал позволяет решать целый ряд задач. Консолидировать внутренние информационные ресурсы и материалы по деятельности подразделений в едином информационном пространстве. Это и нормативная документация, аналитические и методические материалы, лучшие практики и опыт, ресурсы для саморазвития и многое другое. Через портал сотрудники узнают о назначениях, награждениях и поощрениях.
Во-вторых, есть возможность размещать материалы для саморазвития и программы самостоятельной проверки профессиональных знаний, проводить профессиональные конкурсы среди сотрудников служб управления персоналом и социального развития.
Кроме того, корпоративный Интранет – это ещё и обратная связь с персоналом. Самые востребованные среди сотрудников компании возможности функционала АСУ ОДИТ – просмотр опубликованных на портале материалов, коллективная работа с документами в интерактивном режиме, обмен мгновенными сообщениями, показ презентаций, календарь событий. Популярны справочники, работа с форумами, проведение опросов, размещение фото- и видеоматериалов.
Количество пользователей портала растёт, одновременно растёт и нагрузка на портал. В 2009 году было зарегистрировано 20 тыс. пользователей, а в 2012-м эта цифра выросла до 120 тыс. Соответственно, увеличилось количество одновременно работающих пользователей – с 700 до 2800.
В настоящее время идёт модернизация системы, об этом заговорили в конце прошлого года, так как стало резко увеличиваться время отклика портала. Были размещены заявки на проект модернизации программно-технического комплекса, состоялись конкурсы, и в первом квартале текущего года началась поставка новых серверов и хранилищ – таким образом, появился задел на дальнейшее развитие АСУ ОДИТ.
Масштабы развития портала сделали его платформой для разработки и размещения сайтов и других информационных ресурсов большого количества структурных подразделений ОАО «РЖД». Помимо простых узлов с базовым функционалом, на портале реализовано множество других систем. Он и в дальнейшем будет использоваться различными подразделениями как единое информационное пространство для создания собственных узлов с гибко настраиваемыми правами доступа и необходимой функциональностью. Сторонние пользователи могут получить к нему доступ через сеть передачи данных, оформив заявку. Большинство дочерних обществ имеют соглашение с ОАО «РЖД» об электронном обмене данными, они подключены к системе, у них есть доступ к внутреннему порталу, а также возможность создать свой узел. К примеру, в апреле 2013 года планируется завершить работы по созданию на портале АСУ ОДИТ сайта газеты «Гудок» для обеспечения доступа сотрудников к электронным версиям выпусков газеты.
Безусловно, в ходе структурной реформы отрасли корпоративный портал будет меняться. В настоящее время наш департамент формирует программы информатизации по заявкам подразделений ОАО «РЖД». Если речь идёт о консолидации информационных ресурсов или разработке порталов, мы все их обращаем в узлы АСУ ОДИТ. Это позволяет экономить средства, так как все узлы имеют одинаковый базовый функционал, нет необходимости приобретать новые серверы, обеспечивать безопасность передачи данных. На создание типового узла даже с учётом внутреннего документооборота потребуется всего несколько дней.
Стоит отметить, что у программного обеспечения IBM есть возможности для воплощения и креативных, инновационных идей. Однако здесь нужно учитывать их целесообразность и экономический эффект. К примеру, к нам поступала заявка от Технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт», куда входят участники других государств. Они хотели создать портал для проведения видеоконференций. И хотя шлюз между внутренним корпоративным ресурсом и внешней сетью у нас есть, но возможности его небезграничны. К тому же возникает проблема безопасности обмена данными. Поэтому такие решения нужно тщательно взвешивать.
Что касается внешних пользователей, то они имеют доступ к порталу rzd.ru, который связывает нас с внешним миром. У него есть часть, обращённая во внутреннюю сеть, чтобы сотрудники компании, не имеющие доступа в Интернет, могли получать дополнительную информацию. Его также можно назвать корпоративным порталом, но он выполняет задачи информационного взаимодействия с внешними пользователями, в то время как АСУ ОДИТ предназначена для внутреннего пользования.
Досье локомотивов
Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа,
Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД
Рубрики: IT-технологии
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),
Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения
Рубрики: IT-технологии