Быль о золушке
Если бы ещё несколько лет назад кто-нибудь сказал, что акции Canadian Pacific – лучшее в мире вложение в железнодорожный сектор, ему мало кто поверил бы. Но, как оказалось, это действительно так
Слабые финансовые показатели, неуверенные попытки изменить ситуацию – вот то, с чем ассоциировалась Canadian Pacific осенью 2011-го. С тех пор капитализация компании выросла в 2,4 раза – намного сильнее, чем у коллег по цеху. Волшебство сотворил новый менеджмент, не испугавшийся реформ.
Под давлением
Фред Грин работал в Canadian Pacific 33 года, причём семь лет возглавлял компанию. Стремясь усилить её позиции в перевозках сельскохозяйственных грузов, этанола и угля, в конце 2000-х Грин настоял на приобретении примерно за $2,5 млрд двух региональных дорог – Dakota, Minnesota&Eastern и Iowa, Chicago&Eastern. Это решение представлялось ему стратегически важным, несмотря на кризис в североамериканской экономике. Однако в 2011 году, когда конкуренты наконец продемонстрировали улучшение финансовых показателей, Canadian Pacific продолжала огорчать инвесторов.
Тревожный звонок для Грина прозвенел в сентябре, когда внимание на Canadian Pacific обратил Уильям Акман, управляющий Pershing Square Capital Management. Молодой по меркам инвестбизнеса хедж-фонд успел прославиться успешными вложениями в бумаги McDonald’s, J.C. Penney, Target и Fortune Brands. Акман инвестировал преимущественно в компании с небольшим долгом и ослабленной чувствительностью к экономическим изменениям. Его тактика заключалась в приобретении доли, достаточной для давления на менеджмент с намерением вынудить его к продаже недвижимости или отдельных направлений бизнеса.
Этот приём хорошо работал в секторе потребительских товаров и услуг, а серьёзного интереса к промышленности и транспорту Акман никогда раньше не проявлял. Поначалу многие полагали, что Canadian Pacific также придётся пожертвовать каким-либо подразделением, но реальность оказалась иной: новый акционер потребовал более важных перемен.
Скупив около 14% акций компании, представители Pershing Square начали переговоры с командой Фреда Грина. Менеджмент предложил совместно выработать план повышения операционной и финансовой эффективности. Довольно быстро выяснилось, что самая большая проблема – высокие пенсионные отчисления. Дефицит корпоративной пенсионной программы превышал $650 млн, и для его покрытия Canadian Pacific приходилось регулярно брать в долг.
Грин уже начал готовить поправки к коллективному договору, чтобы перевести работников на более экономичные пенсионные планы. Однако Акман, почувствовав, что действующее руководство не отвечает его представлениям о радикальных реформах, прервал консультации и начал поиски нового гендиректора. Грину не оставалось иного выбора, кроме как принять вызов и начать борьбу за голоса других акционеров.
Железный тип
Выбор Акмана пал на Гюнтера Гаррисона, 68-летнего пенсионера, завершившего карьеру в 2010-м в должности руководителя другой крупной компании – Canadian National. Когда-то менеджеры Canadian Pacific снисходительно относились к конкуренту, который не мог показать хороших финансовых результатов. Однако Гаррисон радикально изменил ситуацию: в 2003–2010 годах операционная рентабельность Canadian National выросла с 20% до 39%. Аналогичный показатель Canadian Pacific за тот же период не поднимался выше 24%.
Проблема была в том, что контракт с Canadian National запрещал Гаррисону после увольнения работать на конкурентов. Компания даже подала на бывшего менеджера в суд. Однако это никого не остановило. Грин в ответ попытался обновить команду менеджеров и назначил в правление Тони Инграма и Эдмонда Харриса, не имевших обязательств перед бывшими работодателями. Оба также выходцы из крупных железнодорожных компаний. Первый работал на руководящих должностях в CSX и Norfolk Southern. Второй был старшим советником в фонде Global Infrastructure Partners, а до этого работал и в Canadian Pacific, и в Canadian National.
Развязка конфликта должна была наступить 17 мая 2012 года на общем собрании акционеров. В феврале Гаррисона представили трём сотням крупнейших владельцев акций Canadian Pacific. Открывая мероприятие, Акман прямо назвал ошибкой назначение Фреда Грина генеральным директором, а в качестве главного просчёта указал на приобретение Dakota, Minnesota&Eastern Railroad.
Гаррисон в своей презентации пообещал в течение первых ста дней после назначения ограничить корпоративную бюрократию, а к 2015 году повысить операционную рентабельность компании до 35%. Свою решимость менеджер подкрепил приобретением 68 тыс. акций Canadian Pacific на 5 млн канадских долларов. То есть поставил на карту личные деньги.
Действующий менеджмент пытался убедить акционеров в том, что планы Гаррисона оторваны от реальности. Грин был готов повысить рентабельность лишь до 28–30% к 2014 году, аргументируя недостаточную амбициозность своих планов ссылками на мнение крупных клиентов, озабоченных агрессивным стилем Гаррисона. Также менеджмент Canadian Pacific привлёк консультанта для подготовки обзора деятельности компании. Ключевое место в нём было уделено сравнению финансовых и операционных показателей с Canadian National.
Однако события развивались по худшему для Грина сценарию: итоги 2011 года оказались очень слабыми, а затем Canadian Pacific потеряла многолетнюю монополию на обслуживание калийного трейдера Canpotex. Независимый опрос, проведённый в марте 2012-го Brendan Wood International, показал, что около 91% акционеров Canadian Pacific желают смены менеджмента. За отставку Грина высказались и профсоюзы.
Тогда он решился на отчаянный шаг. Компания непостижимым образом показала четырёхкратный рост прибыли за первый квартал прошлого года. Многие полагали, что здесь не обошлось без некоторых уловок, однако напрямую менеджмент в подтасовках никто не обвинил. Тем более что выиграть собрание акционеров Грин всё равно не смог.
Новый курс
Кандидаты, выдвинутые Акманом, получили в правлении компании семь мест из 16. Гаррисон демонстративно не присутствовал на собрании акционеров. Более того, для соблюдения приличий было объявлено о начале консультаций с другими претендентами на пост гендиректора. Но поиски альтернативы были недолгими, и уже в июне 2012 года Гаррисон приступил к своим обязанностям.
В декабре он обнародовал детали своего решительного плана. К 2016-му Canadian Pacific должна сократить 36% персонала от уровня прошлого года (около 6 тыс. человек), причём половина увольнений произошла уже в январе – феврале этого года. В будущем году штаб-квартира компании переедет из центра Калгари на собственную товарную станцию на окраине города. На продажу выставлены убыточные региональные дороги Dakota, Minnesota&Eastern и Delaware&Hudson. Кроме того, была списана стоимость опциона в размере $180 млн на строительство новой угольной ветки в Вайоминге, доставшегося Canadian Pacific при покупке Dakota, Minnesota&Eastern Railroad.
По прогнозу Гаррисона, утверждённая программа реформ обеспечит среднегодовой рост выручки на 4–7%, а в конечном итоге увеличит операционную рентабельность до 35%. Свободный денежный поток компании до выплаты дивидендов вырастет с 0,9 до 1,4 млрд канадских долларов. Капитальные расходы на период до 2016 года будут составлять $1–1,1 млрд в год. Аналитики полагают, что достижение поставленных целей существенно увеличит стоимость акций компании.
За неполный год новая управленческая команда уже смогла увеличить операционную рентабельность с 22 до 25%. Квартальная прибыль на акцию, несмотря на затраты, связанные с реструктуризацией, подросла на 15%. Гаррисону также удалось согласовать с профсоюзами новые условия коллективного договора, предусматривающего более умеренный рост пенсионных отчислений.
Решительные действия менеджмента вернули инвесторам веру в компанию, подняв котировки акций Canadian Pacific до исторических максимумов.
В начале нынешнего года Canadian National и Canadian Pacific урегулировали спор, связанный с переманиванием ключевых работников. Компании подписали мировое соглашение. Согласно ему Canadian Pacific на ближайшие три года запрещено приглашать на работу определённых сотрудников Canadian National (в списке порядка 60 человек).
Впрочем, к моменту разрешения спора Гаррисон уже успел утвердить на посту главного операционного директора своего бывшего коллегу Кейта Крила. И, как ожидается, именно Крил впоследствии сменит Гаррисона на посту гендиректора Canadian Pacific, продолжив его решительную политику.
Связные в городе
Татьяна Сигаева, заместитель руководителя научно-производственного объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы,
Московские центральные диаметры продолжат дело МЦК
Рубрики: Разбор полетов