Полезные места
Сотрудникам кадровых служб необходимо научиться использовать возможности внутрикорпоративных сайтов
Управление персоналом сегодня становится всё более комплексной дисциплиной, требует новых подходов, формирования и развития новых практик.
Современные люди по-разному воспринимают информацию, по-разному реагируют на события, по-разному обучаются.
Что мы имеем в виду, когда говорим о современных людях и их отличии от прежних поколений? Прежде всего это высокая, а зачастую завышенная самооценка. С этим явлением сталкиваются сегодня все без исключения сотрудники кадровой службы, когда соискатели приходят устраиваться на работу и нередко диктуют размер будущей зарплаты. Расчёт строится не на том, какими знаниями и навыками обладает человек, какую ценность он может принести организации, а на его текущих потребностях.
Низкие способности к анализу и самоанализу. Во многих компаниях повсеместно распространено, когда человек не в состоянии проанализировать свои действия: что он делает правильно, на что нацелены его усилия и что даёт наибольший результат. Очень многие в организациях занимаются тем, что им нравится, а не тем, что на сегодняшний момент компания от них хочет. Самостоятельно это оценить они не могут.
Высокая «компьютерная грамотность» даже у формально неграмотных. Современные люди с удовольствием пользуются гаджетами, искренне интересуются информацией, активно её используют в больших объёмах.
Ещё одна черта – желание не только потреблять информацию, но и создавать её. Ещё пару десятилетий назад бытовало простое правило, что информацию делают профессионалы, а публика только потребляет её. Сегодня люди увлечённо создают собственный контент, что особенно видно по социальным сетям и блогам. Однако наряду с этим приходит информационная перегрузка. Люди с трудом воспринимают длинные тексты. А это приводит к целому ряду последствий. Например, современному работнику сложно обучаться с помощью лекций и книг. Для усвоения материала становятся востребованными интерактивные методы обучения, предполагающие вовлечение самого обучающегося в рассуждения и действия.
Для сотрудников кадровых служб это означает необходимость научится решать стоящие перед ними задачи с учётом перечисленных факторов. И в этой ситуации интранет-портал – площадка для сотрудников компании – это абсолютно новая реальность в общении с персоналом. Практика показывает: чем быстрее удастся внедрить подобные порталы в компаниях, чем качественнее они будут выполнены, тем лучше.
Например, знания, формирующиеся в процессе деятельности компании, обязаны где-то храниться. Сегодня именно интранет-порталы аккумулируют информацию прикладного характера, и если такого ресурса у организации нет, велики шансы потери ценных для организации сведений, которые произвёл сотрудник. Такая информация находится в головах сотрудников, и когда тот или иной человек увольняется, начинаются сложности. Вместе с ним теряется часть его компетенций, его знание контекста компании, зачастую контракты и клиенты.
Чтобы такого не случалось, внутренние знания и информацию необходимо сделать доступными всем. Портал может содержать всё, что необходимо сотрудникам в их ежедневной профессиональной жизни: не только новости, но и отчёты, нормативно-распорядительную документацию, справочники, материалы проектов, форумы профессиональных групп. Например, в Группе компаний «Базовый элемент» по каждому виду деятельности, например HR, финансам, юридическому сопровождению, создаются профессиональные сообщества. Выбирают старшего «офицера» по каждому функциональному направлению. Они ставят цели, помогают своим людям развиваться. К примеру, отработанные в одной части Группы практики быстро переносятся в другие, чтобы не платить лишние деньги консультантам и разработчикам. Сотрудники, когда сталкиваются с какими-то проблемами в повседневной работе, могут в режиме реального времени задавать вопросы коллегам, обращаться за рекомендациями. С тем же успехом используются и социальные сети, размещённые на портале.
Кроме того, на нём должны быть рекомендации и ссылки на бесплатные обучающие ресурсы. К примеру, khanacademy.org, lingualeo.ru, busuu.com и другие. Опыт обучения сотрудников английскому за деньги показывает, что, за редким исключением, взрослые люди не усваивают язык. Раньше компания тратила на эти цели до $2 млн в год. Сейчас подход изменился, мы говорим сотрудникам: идите на lingualeo.ru, изучайте английский язык и через полгода-год продемонстрируйте нам прогресс. В этом случае компания готова оплачивать дальнейшее обучение.
Вот несколько правил для организации такого портала. Нужно обязательно дробить материал на короткие, содержательные и понятные смысловые блоки, добиваться предельной чёткости формулировок, исключающих двоякое толкование. Должны быть выделены акценты, сформированы нормы и правила, чего вы хотите добиться от сотрудников. Не менее важна максимальная визуализация. То, что можно нарисовать, должно быть нарисовано. Кроме того, интерфейс портала должен быть интуитивно понятным, без специфических IT-терминов.
Сегодня Интранет приходит даже в производственные цеха. Свой портал мы сделали доступным не только для офисных работников, но и для тех, чьи рабочие места не автоматизированы. В цехах компании установлены электронные терминалы с доступом к порталу. Сотрудник в любое время может зайти в Интранет и получить нужную информацию.
Кроме того, через портал можно задать вопрос всем без исключения руководителям компании, на все вопросы руководители обязаны давать ответы. Это важно, так как если мы хотим людей правильно сориентировать, задать им нормы поведения, то руководители должны выступать ролевыми моделями.
Помимо этого, многие руководители ведут свои блоги, в которых размещают профессиональную информацию и те новые знания, которые почерпнули в поездках, на конференциях, на других производствах. Это имеет невероятный эффект: сотрудники с удовольствием обсуждают чужой опыт, достижения и загораются идеями сами.