Экстренный случай
ОАО «РЖД» совершенствует систему расследований ЧП на предприятиях. Цель изменений – создать условия для того, чтобы несчастных случаев не было вообще
1 января 2013 года в компании действует «Положение об особенностях организации расследования несчастных случаев на производстве в ОАО «РЖД». Одна из основных задач этого документа – уточнить законодательно закреплённые нормы расследований применительно к условиям работы железнодорожного транспорта.
Хотя количество случаев производственного травматизма в ОАО «РЖД» ежегодно снижается, признать позитивную динамику удовлетворительной нельзя: по-настоящему хороший результат – это полное отсутствие случаев травм на производстве.
Есть причины
Стоит признать, командиры среднего звена в ряде подразделений не являются примером в вопросах безопасности труда. Так, в 2012 году от воздействия электрического тока погибли три руководителя: начальник района контактной сети дистанции электроснабжения Санкт-Петербург-Балтийский Октябрьской, начальник района электросетей дистанции электроснабжения Ерофей Павлович Забайкальской и начальник тяговой подстанции дистанции электроснабжения Волгоград Приволжской дирекций инфраструктуры. Причём на Забайкальской дороге начальник дистанции находился в состоянии алкогольного опьянения.
Анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве показывает, что организационные недоработки остаются основными причинами травмирования и гибели работников. Речь идёт, в частности, о неудовлетворительной организации и контроле безопасности производства, нарушениях технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины, а также неприменении средств индивидуальной защиты.
Необходимость разработки указанного выше положения вызвана формированием новой структуры управления компании. Документ должен обеспечить взаимодействие должностных лиц ОАО «РЖД» различных подразделений в ходе организации и проведения расследования несчастных случаев. Определены действия, которые необходимо предпринять после завершения расследования.
Разработчики документа постарались описать повторяющиеся ситуации и проблемы, с которыми сталкиваются руководители и инженерно-технические работники при расследовании несчастных случаев. Положение обобщило в себе всю современную практику расследования ЧП в ОАО «РЖД».
Транспортные нюансы
Базовыми при расследовании ЧП являются нормы законодательства РФ. При этом отличие расследования несчастных случаев на железнодорожном транспорте от норм, которые действуют для других производств, принципиально и ощутимо. Случаются на железной дороге и ситуации, которые не регламентированы законодательством.
Новым документом установлены первоочередные пошаговые действия руководителей подразделения ОАО «РЖД» при несчастном случае на производстве. В частности, уточнён порядок информирования о произошедшем по системе компании, в органы исполнительной власти государства и родственникам пострадавшего. Если отталкиваться от правил, установленных государством, работодатель обязан сообщить о несчастном случае вышестоящим и причастным руководителям в течение суток, а согласно документу ОАО «РЖД» в ряде случаев (при тяжёлых и смертельных травмах) работодатель обязан сделать это немедленно. Данное требование руководство компании посчитало необходимым ввести для того, чтобы максимально быстро оказать медицинскую (при необходимости подключить профильные медучреждения) и другую помощь пострадавшему и членам его семьи.
Конкретизирован порядок формирования комиссии по расследованию событий, выезд руководителей на место происшествия и порядок рассмотрения результатов расследования. В частности, в положении прописан порядок расследования несчастных случаев, в которых задействованы работники разных структурных подразделений ОАО «РЖД». Случилась беда – от наезда подвижного состава погиб составитель поездов. Локомотивом управлял работник локомотивного хозяйства. Чтобы расследование было проведено достоверно, должны участвовать представители как Дирекции управления движением, так и Дирекции тяги.
Ещё один пример. Согласно документу, руководитель региональной дирекции должен от начала и до конца, то есть в течение как минимум 15 дней, участвовать в расследовании тяжёлых и смертельных случаев, связанных с наездом подвижного состава. Это должно побудить руководящий состав тщательнее заниматься профилактикой травматизма. Также в случае наезда подвижного состава в комиссию по расследованию включается представитель ревизорского аппарата по безопасности движения поездов. Если случай произошёл из-за нарушения трудовой дисциплины, а, например, пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения, в состав комиссии включаются работники по управлению персоналом.
В положении разъяснён порядок оформления материалов расследования и дальнейшие действия с ними. Указано, какие документы и в какие сроки работодатель должен ввести в базу данных системы ЕКАСУТР. Прописано, кто рассматривает материалы расследования и в какие сроки после его завершения. Согласно документу, это руководители различных уровней, начиная от непосредственного начальника, который принимал работника на работу, и заканчивая президентом компании – зависит от тяжести травмы и числа пострадавших.
Кроме того, есть ряд нетипичных ситуаций, например, исчезновение человека или несчастный случай в момент, когда работник пострадал во время выполнения работ в другой организации. Или когда спустя время несчастный случай, квалифицированный первоначально как лёгкий, переходит в категорию тяжёлых. В законе об этом ничего не прописано, а новый документ определяет спектр мероприятий и действий в этих ситуациях. Плюс установлен порядок взаимодействия комиссии по расследованию и профсоюзной организации при определении и установлении вины пострадавшего.
Для предупреждения аналогичных случаев в других подразделениях на полигоны железных дорог направляются телеграммы с обстоятельствами случая, проводятся селекторные совещания и видеоконференции с рассмотрением информации о случившемся.
На полученные документы с полигонов уже идут положительные отзывы и вопросы, над которыми компания будет продолжать работать.