ЭП-20-ОЛИМП – машина пятого поколения производства Новочеркасского электровозостроительного завода. Способна разгоняться до 200 км/ч. Особенностью локомотива является его предназначение. Машина специально создана для курсирования на олимпийских маршрутах. «Олимп» станет основным электровозом Олимпиады в Сочи.
Локомотив примечателен хорошими техническими и экономическими показателями. Вес машины не превышает 130 тонн, а мощность – не менее 7200 кВт. Максимальная сила тяги при старте – почти 450 кН. Он оборудован тяговым асинхронным электроприводом с индивидуальными инверторами напряжения (поосное регулирование). Модульная кабина управления с климат-контролем соответствует всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности. Кабина машиниста оборудована микропроцессорной системой управления, диагностики и безопасности движения. Локомотивы оборудуются индивидуальными тормозными блоками с автоматическим стояночным тормозом.
Планируется, что подобная модель будет эксплуатироваться не только на олимпийских объектах, но и на маршрутах Москва – Адлер (через Белгород и Харьков), Москва – Хельсинки, Москва – Киев, Москва – Харьков – Симферополь. После электрификации участка Ртищево – Кочетовка, которую планируется начать в этом году, эксплуатация модели начнётся на маршруте Москва – Саратов. Первый локомотив этой серии в условиях реальной эксплуатации привёл в Москву пассажирский состав в декабре прошлого года. По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, на Ленинградском вокзале завершилась пробная поездка первого российского скоростного локомотива пятого поколения. «Считаю, достигнут высший уровень мирового локомотивостроения», – заключил тогда главный инженер компании.
Трёхсекционный тепловоз 3ТЭ116У
Опытный образец локомотива, по словам его разработчиков из ПАО «Лугансктепловоз», входящего в ЗАО «Трансмашхолдинг», должны изготовить в текущем году. Ориентировочно, если не возникнет никаких непредвиденных ситуаций, машина сойдёт с конвейера уже весной. Основное предназначение 3ТЭ116У – обеспечивать потребность в тяге на полигонах Приволжской и Восточно-Сибирской железных дорог. В последние годы здесь возникла
необходимость в подвижном составе с повышенными тяговыми показателями.
Разработчики считают, что новый локомотив сумеет перевозить в кривых и на подъёмах составы массой более 9 тыс. тонн (против чуть более 6 тыс. у 2ТЭ116У). Основными отличиями 3ТЭ116У будет наличие бустерной (средней) секции, в которой вместо кабины управления расположат отсек с пультом управления для проведения реостатных испытаний и маневровой работы на деповских путях. Определённые изменения обещает претерпеть и техническая оснащённость кабины машиниста. Так, на стадии разработки находится новая система управления МСУ-ТП. Вносится ряд улучшений в конструкцию узлов, систем тепловоза. Поставлена задача по производству машин как в трёх-, так и в двухсекционном исполнении.
Хоппер модели 19-970-01
Производителем вагона является Стахановский вагоностроительный завод. Специализация модели – перевозка насыпью зерна и других легковесных порошковидных и гранулированных материалов с удельным весом 0,7–0,75 г/см³, требующих защиты от атмосферных осадков и с разгрузкой в межрельсовое пространство. Вагон предназначен для эксплуатации по всей сети железных дорог колеи 1520 мм.
Вагон-хоппер состоит из цельнометаллического сварного кузова с бункерами, оборудован ручными механизмами открывания-закрывания крышек разгрузочных люков. Конструктивной особенностью кузова является обеспечение полной выгрузки перевозимых материалов, подверженных слёживанию и сводообразованию. К его преимуществам можно отнести двухуровневую систему защиты, которая не допускает самопроизвольного открывания разгрузочных люков.
Нормативный срок службы вагона-хоппера для зерна – 30 лет.
При нанесении внутреннего защитного покрытия его можно использовать для перевозок минеральных удобрений. Однако производитель убеждён, что данные модели вагонов будут востребованы среди предприятий химической отрасли, в частности производителей карбамида. Портфель заказов на данную модель находится в стадии формирования.
Цистерны модели 15-558С-03
Производителем цистерны является ОАО «Уралкриомаш». Все сертификационные испытания уже пройдены.
Как отмечают на предприятии, вагон-цистерна 15-558С-03 предназначен для перевозки жидкого кислорода и представляет собой модель нового поколения в линейке криогенных цистерн нижнетагильского предприятия. На сегодняшний день изготовлено два опытных образца.
Заказчиком модели выступило Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Её особенностью, если сравнить с предыдущей моделью 15-558С-01, является то, что разрабатывалась она под конкретные требования. Главным условием
стало увеличение объёма перевозимого груза. При этом необходимо было соблюсти железнодорожные габариты и применить базовую платформу производства «Уралвагонзавода» – железнодорожную платформу с двухосными тележками модели 18-100.
В результате объём перевозимого груза был увеличен на 5 м³, до 49,1 м³. Диаметр внутреннего сосуда достиг 2600 мм (в прошлой модели – 2200 мм), а наружной оболочки – 3200 мм. Между сосудом и наружной оболочкой проложили волокнисто-вакуумную изоляцию. Кардинально изменилась конструкция арматурного отсека, где располагаются элементы управления: слива, залива, газификации продукта. Для повышения безопасности перевозок установлены защитные экраны. В дальнейшем, как рассчитывают на предприятии, потребность в данных моделях будет расти с учётом программы развития космодрома Восточный.
В цистернах для перевозки жидкого кислорода можно транспортировать и другие жидкие газы: аргон, азот. Помимо космической отрасли, они востребованы в металлургическом производстве, а также у частных компаний, торгующих продуктами разделения воздуха.
Цистерны модели 15-588-01
Предназначена для транспортировки сжиженных углеводородных газов. Её производителем стало ОАО «Уралкриомаш», входящее в корпорацию «Уралвагонзавод». Как отмечают разработчики, в такой цистерне можно перевозить пропан, бутан и различные пропано-бутановые смеси.
Непосредственная разработка цистерны проходила в Уральском конструкторском бюро вагоностроения – подразделении головного предприятия корпорации, а изготовление и сертификацию взял на себя «Уралкриомаш». Цистерна установлена на железнодорожной платформе с двухосными тележками модели 18-100, которую производит «Уралвагонзавод». На данный момент заказчиком выступает «дочка» корпорации – транспортная компания «УВЗ-логистик», специализация которой – перевозки углеводородного сырья.
Впрочем, имеются «на прицеле» и другие перспективные клиенты. Дело в том, что спрос на подобные тележки очень высок – порядка 15 тыс. единиц в год. Такая востребованность объясняется двумя факторами. Во-первых, отечественный подвижной состав подобного класса сильно устарел: под списание подходит 30–40% парка. Во-вторых, в России и СНГ увеличивается добыча нефти, газа и продуктов их переработки, а значит, растёт потребность в их перевозке.
Благодаря увеличенному объёму котла, повышенной грузоподъёмности и другим параметрам цистерна 15-588-01 имеет ряд преимуществ в сравнении с аналогами. Сейчас два опытных образца новой модели находятся на стадии сертификации.