Светлана Орлова
к.э.н., заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ
Национальный приоритет
Модернизация железных дорог – настоящий мегапроект
Для огромных пространств России железные дороги как кровеносная система для человека. Это надёжный механизм обеспечения политического, социального и культурного единства, прогресса страны. Регионы, соприкоснувшиеся с высокоскоростным сообщением, увидели, как меняется жизнь людей, увеличивается мобильность. Это совершенно новое качество жизни и иной уровень реализации бизнес-планов. Граждане голосуют за высокоскоростные магистрали (ВСМ), что хорошо видно по заполняемости поездов «Сапсан» – бывает, и сенаторам билетов не достаётся. Их развитие нужно продвигать как важнейший для страны инвестпроект.
Инновационная деятельность железных дорог, как локомотив, «тянет» модернизацию в смежных отраслях, обеспечивая заказами сотни институтов и лабораторий, тысячи предприятий по всей стране. Можно отметить успешное сотрудничество с такими мировыми технологическими лидерами, как Siemens и Alstom, результатом которого стали новые электровозы. Так, локомотив «Гранит», в котором внедрено 60% инженерных решений, ранее не применявшихся в российском машиностроении, является настоящим «королём пространства колеи 1520 мм». Современным требованиям безопасности, энергоэффективности, экологичности и комфортабельности отвечает «Ласточка» – новый электропоезд, который будет перевозить гостей сочинской Олимпиады. И очень важно, что производство этих поездов будет локализовано в России.
Прокладка новых магистралей была и остаётся системообразующим фактором территориального развития страны, имеет огромное социальное значение. Вслед за рельсами, туннелями и мостами открываются рудники и шахты, строятся заводы, дома, больницы и школы, стадионы и дворцы культуры. Создаются новые возможности для сфер, далёких от железнодорожной отрасли. Сейчас обсуждается вопрос о том, как сохранить мобильность населения в условиях сокращения субсидирования регулируемых сегментов. Для регионов это может означать серьёзные сложности, ведь речь идёт, например, о цене проезда в плацкартных вагонах, льготах для студентов. Проблему нужно решать.
Развитие железных дорог – один из национальных приоритетов. Мы регулярно встречаемся с представителями компаний этой сферы, координируем позиции. Но пока далеко не всё удаётся решить. Так, действующая сейчас нормативно-правовая база сформирована на начальном этапе структурной реформы отрасли, а последнее её серьёзное изменение было в 2003 году. Естественно, уже свершившиеся и грядущие перемены должны быть в ней отражены. Мы уделяем пристальное внимание этой теме. 30 ноября прошлого года в Совете Федерации прошли парламентские слушания по актуальным вопросам законодательного сопровождения современного этапа реформы железнодорожного транспорта. По общему мнению, необходимо ускорить принятие законопроектов, надолго и необоснованно задержавшихся на стадии обсуждений и согласований. При необходимости мы готовы на площадке Совета Федерации провести рабочие совещания. Сейчас очень важно принять поправки в закон «О железнодорожном транспорте». После внесения в Госдуму мы организуем широкое, открытое обсуждение документа, после принятия – мониторинг практики применения. Мы уже обратились в Правительство РФ по поводу ускорения внесения данного законопроекта, а также принятия постановления «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов». Определение статуса, прав и обязанностей оператора – одна из важнейших задач на сегодня. Также необходимо ускорить внесение в Госдуму проекта поправок в Кодекс об административных правонарушениях и Устав железнодорожного транспорта, регулирующих ответственность за безбилетный проезд.
В полной мере очевидна и необходимость корректировки тарифного законодательства. Например, для Дальнего Востока нужно определить специализированные тарифные модели. В 2012 году эти вопросы обсуждались на заседании Госсовета. Для Совета Федерации очень важно совместно с представителями транспортного комплекса проработать проект закона о развитии Дальнего Востока и Прибайкалья. Вместе с правительством мы готовы работать над формированием финансово-инвестиционной модели, предусматривающей активное участие государства в развитии железнодорожной инфраструктуры. В том числе и через создание инвестиционных льгот, стимулирующих предприятия вкладывать средства в развитие Транссиба, ВСМ, другие приоритетные проекты.
Модернизация железных дорог Сибири и Дальнего Востока – это настоящий мегапроект. В минувшем году в развитие инфраструктуры региона вложено 50,8 млрд руб. До 2015 года на расшивку «узких мест» планируется израсходовать около 134 млрд руб. Эффективность этих инвестиций несомненна – только за счёт ликвидации последнего однопутного участка на Транссибе удалось увеличить пропускную способность в 1,6 раза. Но предусмотренных средств недостаточно. Даже по скромным оценкам, на модернизацию железнодорожной сети Восточной Сибири и Дальнего Востока требуется более 1,1 трлн руб. Немалые вложения необходимы и для развития портового хозяйства региона, западных направлений, строительства уже упоминавшихся высокоскоростных магистралей. Возможным механизмом финансирования этих проектов является использование средств Пенсионного фонда России или Фонда национального благосостояния. ВСМ, БАМ, Транссиб имеют исключительное стратегическое значение для страны и могут стать надёжной сферой инвестиций – более выгодной, чем вложения в зарубежные ценные бумаги. Разумеется, эти проекты нуждаются в эффективном государственном контроле.
Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,
Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды
Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),
Специалисты будущего должны быть универсалами
Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,
Стратегия управления талантами
Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,
От новых локомотивов к беспилотным поездам
Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,
Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего
Рубрики: Гость номера