Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подписан Президентом РФ 18 июля 2011 года и вступил в силу с января прошлого года. С этого момента он применялся в отношении госкомпаний, госкорпораций, субъектов естественных монополий, в том числе ОАО «РЖД», пригородных пассажирских компаний и ОАО «ФПК». С 2013 года под его действие подпадают и другие дочерние общества ОАО «РЖД», а также их собственные «дочки». Основная идея закона – сделать все процедуры, связанные с закупками, прозрачными как для потенциальных поставщиков, так и для контролирующих органов. Но это не только повышение требований к заказчикам, но и рост ответственности исполнителей. Федеральной антимонопольной службой (ФАС) ведётся Реестр недобросовестных поставщиков (размещён на сайте rnp.fas.gov.ru). Он содержит сведения о компаниях, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми отношения по решению суда были расторгнуты. Компания-заказчик может теперь прямо указать в качестве условий для допуска к процедуре закупки отсутствие исполнителя в этом перечне.
Единая основа
«Несмотря на то, что закон вполне лоялен, он направлен на раскрытие информации и определяет конкретные обязательства заказчиков и исполнителей. Любое нарушение станет известно общественности и, вполне вероятно, обжаловано», – говорит глава Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» Ирина Митичкина. По новому закону заказчики обязаны принять и опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru свои положения о закупках. Эти документы должны полностью раскрывать всю процедуру, определять порядок заключения и исполнения договоров.
Для формирования единых подходов в рамках холдинга «РЖД» разработано Типовое положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг дочерними обществами. Документ получил высокую оценку Минэкономразвития и ФАС. «Особо отмечены такие изменения, как повышение прозрачности и гласности закупок, включение норм об увеличении доли открытых процедур, проводимых в электронной форме, совершенствование требований, направленных на обеспечение равного доступа участников рынка к информации», – рассказала Ирина Митичкина. По закону № 223 заказчикам в своих положениях обязательно надо предусмотреть такие способы закупки, как конкурсы и аукционы. В Типовом положении эта норма отражена, причём открытые конкурсы и аукционы, проводимые в электронной форме, названы приоритетом. Предусмотрены и иные способы закупки: конкурс с предварительным квалификационным отбором, закрытый конкурс, закупка методом запроса котировок цен и методом запроса предложений, закупка у единственного поставщика.
Точное планирование
Внутрикорпоративная нормативная база разрабатывалась таким образом, чтобы весь холдинг мог осуществлять деятельность по организации процедур размещения заказа через Центр и его региональные отделения с соблюдением общих требований. «Для «внешнего мира» все организации, входящие в ОАО «РЖД», – это многообразное, но тем не менее единое лицо. А поэтому подходы к проведению закупок во избежание каких-либо нареканий должны быть общими», – считает Ирина Митичкина.
В Центре создано два отдела, отвечающих за работу с «дочками». Каждая компания получила своего куратора. Задача новых подразделений – не только выстраивание взаимодействия с дочерними обществами, но и методологическое обеспечение размещения заказов. Один из важных моментов – формирование планов, которые должны публиковаться на сайте zakupki.gov.ru. Можно не указывать в них лишь закупки на сумму до 100 тыс. руб. без НДС (при выручке от 5 млрд – до 500 тыс.). Как пояснила замглавы Центра Ольга Мажуолите, если в плане нет сведений о какой-нибудь закупке, то процедуру нельзя запустить. Сначала нужно внести поправки в документ, что займёт время. Поэтому планированию нужно уделять особое внимание. Это относится и к обществам, обеспечивающимся товарно-материальными ресурсами через Торговый дом РЖД. По словам главы отдела планирования и сводной отчётности компании Сергея Феодотова, большое число корректировок может затруднить работу в условиях закона № 223.
Под наблюдением
Контроль за выполнением требований закона организован на разных уровнях. Внутри холдинга утверждены правила предоставления гендиректорами «дочек» отчётов, которые включают в себя сведения о договорной работе и о закупочной деятельности с раскрытием данных об её информационном сопровождении.
За соблюдением всех норм следят и контролирующие госорганы. В первую очередь это Прокуратура и МВД. По словам начальника отдела нормативно-правового регулирования закупочной деятельности Центра Александры Шваревой, эти органы при проверке прослеживают всю цепочку от планирования до исполнения договоров. «Поэтому очень сознательно надо подходить к проработке планов, их корректировке, осуществлению закупок, правильному оформлению, своевременному заключению и исполнению договоров», – говорит она.
Что касается ФАС, как свидетельствует анализ сложившейся практики, девять из десяти дел возбуждаются из-за некорректно сформулированных квалификационных требований и технических заданий. Достаточно часто эти разделы пишут сотрудники, отвечающие за непосредственное выполнение работ, а не за закупочную деятельность, включая её юридическое сопровождение. По словам Александры Шваревой, квалификационные требования и техзадания обязательно должны проходить оценку с правовой точки зрения. При этом в них должны содержаться измеряемые и применимые к предмету договора критерии, не ограничивающие конкуренцию и доступ участников рынка к закупке. «Например, если нужны канцтовары, то, вероятно, не столь необходимо, чтобы у поставщика был грузовик. Важно, чтобы товар был доставлен в срок. А каким транспортом это будет сделано, в собственности он у исполнителя или в аренде, не важно», – говорит Александра Шварева. Ещё один существенный момент касается указания марок, моделей, производителей без упоминания об эквивалентности. Это для контролирующих органов – своего рода «красная тряпка для быка».
Для минимизации рисков санкций в ОАО «РЖД» сформированы типовые формы документаций,содержащие как обязательные, так и квалификационные требования, а также требования, предъявляемые к техзаданию. Они апробированы практикой, поэтому Центр советует дочерним обществам использовать именно их.
Но проработанная содержательная часть – не единственное условие отсутствия претензий. В законе указано, что участник закупки вправе обжаловать в ФАС действия (бездействие) заказчика, если на официальном сайте не размещены положение о закупке, изменения в него (если таковые есть) и другая информация, обязательная к раскрытию. Но сайт – технический инструмент, он может выйти из строя. Это не должно остановить закупочную деятельность и стать поводом для претензий. Если сайт недоступен более одного рабочего дня, обязательную к раскрытию информацию можно разместить на корпоративном портале ОАО «РЖД», зафиксировав, что официальный ресурс был недоступен (например, сделать скриншот). А после того как официальный сайт заработает, нужно перенести на него всю информацию.
Таким образом, законом № 223 и соответствующими подзаконными актами установлены новые условия работы в сфере закупочной деятельности. Требования, предъявляемые им к заказчикам, сложно назвать чрезмерными. Однако, как было отмечено Ириной Митичкиной на семинаре, проведённом Центром для дочерних обществ ОАО «РЖД», чёткое их соблюдение позволит не только не нарушать действующее законодательство. Следует также осознать, что последствиями неисполнения требований может являться не только наложение штрафов, а, что значительно серьёзнее, ужесточение норм «рамочного закона № 223» и максимальное его приближение законодателем к полностью зарегламентированному закону № 94, регулирующему закупочную деятельность государственных и муниципальных заказчиков.