Ксения Бондарченко, программист Хабаровского ИВЦ:
– Систему внедряем четвёртый год. Сегодня ею охватываются все главные хозяйства дороги, вся первичная документация переходит в цифровой вид. Совершенствуется она постоянно, в процессе эксплуатации у пользователей возникают какие-то вопросы, в качестве предложений они отправляются на доработку разработчику. Вообще у системы много плюсов. Документ оформляется с использованием ЭЦП. Можно однозначно идентифицировать, кто с ним работал. В свою очередь, у исполнителя повышается ответственность. Что ещё хорошо, в данную программу можно заходить с любого рабочего места с компьютером, имея личный ключ и учётную запись.
Василий Касьянов, заместитель начальника Иркутского ИВЦ:
– Автоматизированная система «Электронный технологический документооборот с применением цифровой подписи» планомерно внедряется в ОАО «РЖД», и сейчас на Восточно-Сибирской магистрали она задействована во многих технологических процессах, формировании первичной учётной документации.
На сегодняшний день АС ЭТД применяется для ведения электронных форм «Натурного листа поезда», «Журнала движения поездов», «Паспорта вагонного эксплуатационного депо», «Настольного журнала дежурного по депо», подтверждения результатов расшифровки скоростемерных лент, при выпуске вагонов из плановых видов ремонта, постановке и изъятии локомотивов в/из резерва, сборе и формировании бухгалтерских и налоговых документов.
В АС ЭТД работают пользователи подразделений дирекций управления движением и тяги, инфраструктуры и региональных общих центров обслуживания. Каждый документ имеет свой маршрут формирования и подписания, участниками которого являются пользователи как одного, так и нескольких хозяйств, где им назначена определённая в соответствии с технологическим процессом роль. Здесь нельзя сначала утвердить документ, а потом согласовать. Функционал АС ЭТД взаимодействует с отраслевыми информационными системами АСУ СТ, АСУ-Т, АСОУП-2, АС ЦНСИ, ГИД УРАЛ ВНИИЖТ и другими.
За время работы в АС ЭТД мы убедились, что новая современная технология повышает технологическую дисциплину, способствует повышению производительности труда, повышает надёжность передачи документов при неограниченном сроке хранения, значительно упрощает процесс технологического документооборота.
Возможность наращивать функционал и интеграцию с другими информационными системами – это большой и очевидный плюс новой технологии электронного документооборота.
Пока эта система устраивает практически всем, а предела совершенствованию, как говорится, нет.
Евгений Поцелуев, начальник отдела информационных технологий, анализа и статистики Дирекции тяги ОАО «РЖД»:
– В проект мы включились четыре года назад. Первые формы документов начали автоматизировать в 2009 году, а сейчас, в связи с разделением на дирекции, реализовано пять – по учёту локомотивного парка, работы локомотивных бригад, расшифровке скоростемерных лент. Раньше, например, книгу формы ТУ-1 вручную заполняли дежурные по депо, передавали её в центры оперативно-технического учёта, там они обрабатывались, после чего формировалась вся «тяжёлая» отчётность.
Теперь настольный журнал дежурного по депо мы перевели в электронный документооборот, который заполняется по данным автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ). По логике, работать в системе должно быть полезно и удобно, при этом ожидаемый эффект – это повышение достоверности информации, сокращение времени на ведение документов. Однако на практике выяснилось, что архитектура АС ЭТД не совсем подходит под нашу вычислительную инфраструктуру (сети передачи данных, компьютеры, которые установлены у дежурного депо, нарядчика и техника-расшифровщика). Соответственно, подписание формы электронной подписью (ЭЦП) занимало много времени. Кроме того, в системе АС ЭТД реализованы не совсем удобные для пользователей интерфейсы, а отсутствие интеграции с АСУ ОАО «РЖД» приводит к необходимости ввода большого количества информации вручную.
Тем не менее эффект от внедрения АС ЭТД мы уже получили: значительно повысилось качество информации, которая отражает реальное положение дел, оптимизируем существующие технологические процессы. На мой взгляд, будущее у АС ЭТД есть, но с обязательным включением в существующие технологические процессы и продолжением интеграции с автоматизированными системами ОАО «РЖД».
Наталья Новикова,бухгалтер Северного регионального общего центра обслуживания:
– Мне система нравится. Раньше нам приходилось отправлять все бухгалтерские документы (ксерокопии счёта-фактуры, акты выполненных работ и другие) на линейные предприятия в бумажном виде по обычной почте. Мы заклеивали и отсылали горы конвертов. Письма шли долго, особенно до отдалённых станций. Иногда они терялись.
Сейчас мы обрабатываем бумажные документы, сканируем их, скрепляем электронной цифровой подписью и тут же отправляем по системе технологического документооборота на линию, например, в Кулойскую дистанцию пути. Доходит все мгновенно и ничего не теряется. Бухгалтер в Кулойской дистанции сразу может посмотреть пришедший документ, распечатать и начать с ним работу. А видя мою электронную подпись, она может обратиться ко мне за разъяснениями, если что-то непонятно.
Пока мы работаем по такой схеме только с предприятиями Северной дирекции инфраструктуры. Остальным структурным подразделениям шлём документы по-прежнему «Почтой России». Надеюсь, все они тоже будут включены в электронный документооборот. А ещё было бы здорово, если б сами отправители присылали нам документацию не в бумажном виде, а сразу в электронном. Тогда их не пришлось бы сканировать. Всё было бы ещё быстрее. Насколько мне известно, в перспективе это планируется.
Александр Комиссаров, главный инженер Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»:
– Мы работаем в АС ЭТД с 2008 года, когда система была внедрена в ОАО «РЖД». АС ЭТД позволяет подписывать электронной цифровой подписью (ЭЦП) утверждённые руководством компании документы по учёту различных технологических процессов. В частности, у вагонников – по текущему отцепочному ремонту. И с переходом в Центральную дирекцию инфраструктуры этот процесс не изменился, естественно, сохранились и все учётные формы. Использование АС ЭТД снижает трудоёмкость работы с документами, и, конечно, самое главное, обмен информацией происходит в режиме он-лайн. Поэтому, на мой взгляд, систему необходимо развивать, она нужна не только для слаженной работы подразделений и филиалов внутри компании, но и нам, вагонникам, для взаимодействия с собственниками подвижного состава по расчёту за текущий ремонт вагонов. Организация электронного документооборота с собственниками – одно из направлений её развития. АС ЭТД нужно делать ещё более удобной и быстрой. В настоящий момент с Отраслевым центром разработки и внедрения мы разрабатываем портал для электронного документооборота как раз с собственниками.
Второе перспективное направление АС ЭТД – переход на безбумажные технологии работы предприятий железнодорожного транспорта.