Впереди Новый год. Экперты «Пульта управления» рассказали о том, как правильно
провести корпоративный праздник
Игорь Горюшинский,
профессор Института управления и информационных технологий МИИТа, д.т.н, бизнес-тренер, life-coach:
– Большая часть отечественных работодателей считает, что корпоративные мероприятия должны сопровождаться горячительными напитками.
Лишь небольшой процент руководителей предпочитают устраивать для своих сотрудников безалкогольные праздники. Однако, как правило, такое решение идёт вразрез с желанием работников. И это вполне объяснимо: люди хотят расслабиться, отвлечься от будней, пообщаться в неформальной обстановке.
Тем не менее подобные мероприятия можно организовать так, что времени сидеть за столом и «накидываться» не будет. Грамотная организация праздников – это мощный инструмент мотивации персонала. Деньги, которые руководство выделяет на эти цели, должны быть в первую очередь вложены в персонал и получены обратно от своих сотрудников в виде нематериального стимулирования и командного развития.
Интересный факт установили учёные-социологи, которые провели исследование с детьми в возрасте до шести лет. Оказалось, что из них нестандартно, творчески, креативно мыслят 98%. Этих же детей проверили через пять лет, уже в школе. Показатель упал на 70%. Затем этой проверке подверглись опрошенные в возрасте 25 лет и старше. Из них креативно мыслящих оказалось только 2%. Почему так происходит?
В детском саду малыши всё делали вместе: играли, обедали, пели, гуляли, познавали природу, учились. В школе эти дети пересели за парты, где у каждого своё место, учебник, портфель. Здесь нет игры, есть утомительная работа и только один правильный ответ. Кроме того, постоянная проверка знаний, контрольные работы, экзамены – это систематический стресс. В школах, в институтах готовят индивидуалов. Как результат, к 25 годам творческих, креативно мыслящих людей почти не остаётся. Парадоксально, но факт: возможность принимать нестандартные решения возрастает, если обучение проходит, как в детстве, с элементами игры.
В современных условиях часто происходит так, что сотрудники одной компании неясно осознают цель её существования. Каждый выполняет свой объём работы, не зная, чем занимаются в соседнем отделе. Эту ситуацию хорошо описал известный сатирик Аркадий Райкин в репризе про ателье, когда каждый портной шьёт одну деталь, а за готовый костюм никто не отвечает.
Корпоративные мероприятия, напротив, позволяют:
– собрать команду;
– удовлетворить амбиции каждого;
– осознать, что каждый работает в солидной компании, у нас всё «круто», нам ничего не страшно;
– ощутить, что руководители – такие же люди со своими слабыми и сильными сторонами;
– увидеть весь потенциал сотрудников и т.д.
Корпоративные мероприятия бывают разных бюджетов. Крупные компании затрачивают на праздники от 200 тыс. руб. до 5 млн, всё зависит от поставленных целей и задач, гонорара приглашённым звёздам эстрады, стоимости закусок и напитков.
Между тем и при более экономном варианте можно достичь вышеперечисленных целей. К примеру, по запросу одной из железнодорожных дирекций для проведения корпоративного праздника была разработана бизнес-игра «Строим Байкало-Амурскую магистраль». Первоначальные задачи – освежить в памяти исторические вехи развития железнодорожной отрасли, развить командный дух, сформировать у участников образ лидера, индивидуальную ответственность за риски в управленческих решениях, навыки стрессоустойчивости и поведения в конфликтных ситуациях, эффективные стратегии коммуникации, чувство времени и осознание его ценности. Все они были выполнены в яркой, креативной форме.
Любопытно, что, когда эту игру проводили в одном из департаментов, эффект превзошёл все ожидания. Присутствовавшее руководство было вовлечено в процесс. Им поручили миссию «проверяющих», и их креатив стал проявляться в не меньшей степени, чем и у самых активных участников. Таким образом, в игровом формате стёрлись грани между высшими, средними и низшими чинами, все стали одной командой.
Показательно, но сами участники мероприятия признали, что пропали стеснения и страхи, жеманность и чопорность, все стали близкими и родными, и всё это без капли спиртного. Только после финала игры на торжественном ужине подали шампанское. Но и после застолья спиртное ещё оставалось, а настроения хватило, чтобы сотрудники переместились на танцпол. То есть при таком варианте праздника сильной потребности в «градусе» у людей не было. И дело даже не в том, что руководители и подчинённые сидели за одним столом. Объяснить это можно следующим. Первые дозы спиртного создают иллюзию расслабленности, радости. По мере увеличения этот эффект может угасать. Однако его можно достигнуть и без алкоголя. Когда у нас что-то получается и дела спорятся, мозг выделяет эндорфины, мы чувствуем себя счастливыми. Эйфория приходит и в случае выигрыша в командной игре.
Есть упражнения с более глубоким осмыслением процессов, которые происходят в компаниях. Это бизнес-игра LOST. У неё пять сценариев, которые родились и корректировались не на одном корпоративе. За короткое время нужно построить цивилизованное общество из людей, попавших в ограниченное пространство (остров, другая планета и т.п.). Как и в реальной жизни, на игровой площадке появляются технический, социальный и экономический секторы. При этом создаются ситуации, в которые участники прежде ни разу не попадали. Решив их в игре, они получают проекцию своих жизненных стратегий.
Неспроста есть поговорка «друг познаётся в беде». Вот именно в LOST это и можно выяснить.
Так что всё в руках руководства. Любое корпоративное мероприятие можно превратить в весёлый, мотивирующий этап развития компании, нужно только правильно поставить цели и выделить приоритетные задачи.
Елена Парцалис
Менеджер по реализации проектов компании Team Systems:
– На первый взгляд кажется, что способов увеличить нематериальную мотивацию сотрудников великое множество. На самом деле это не так.Одним из основных инструментов повышения лояльности к компании и развития корпоративного духа является организация корпоративного мероприятия.
В преддверии Нового, 2013 года компания Team Systems сформулировала несколько простых правил проведения эффективного мероприятия.
Первое и самое важное. Корпоративный праздник не должен отрывать ваших сотрудников от подготовки к Новому году в кругу семьи, занимать последние выходные перед днём Х. Идеальный вариант – вторая или третья пятница декабря, вторая половина дня. С утра у всех будет приподнятое настроение в любом случае, а мы, как правило, не оставляем важных дел на конец недели. И даже если вечеринка затянется, на следующий день можно отоспаться и проснуться с ощущением, что вечер удался.
Концепция. Очень хорошо, когда у новогоднего мероприятия есть общая идея. Это поможет приглашённым сотрудникам определиться с гардеробом и аксессуарами. Для начала подойдут проверенные концепции: «Стиляги», «Америка 20-х, или Гангстерская вечеринка». Выбирая концепцию, всегда помните о декорировании и аксессуарах для гостей. Правильно подобранное новогоднее или тематическое оформление, а также подаренный на входе аксессуар праздника приятно удивят и сразу настроят на нужный лад.
Выбор помещения. Помните, популярные и большие площадки бронируются ещё в июле-августе. Выбирая ресторан, продумайте, как ваши коллеги будут добираться до него, а затем домой. Всегда закладывайте в бюджет мероприятия возможность аренды всего ресторана полностью, чтобы не оказаться в компании подвыпивших зевак. Как только вы определитесь с помещением, изучите меню и выясните возможность закупить алкоголь самостоятельно. Не забудьте о рассадке гостей, позаботьтесь о некурящей зоне. Ну и, конечно же, озадачьтесь декорированием и созданием необходимой атмосферы.
Приглашение. Традиция тратить много времени и сил на рассылку бумажных приглашений невероятного дизайна отошла в прошлое. На смену приходят современные онлайн-приглашения, видеообращения, анонсы в специально созданных группах в соцсетях и прочие достижения современной мысли. Они, как правило, рассылаются в два этапа. Примерно за месяц все сотрудники получают небольшое оповещение – save the date, – содержащее минимальную информацию (дата, время, возможно, концепция мероприятия с просьбой пометить этот день в календаре как забронированный). За две недели до вечеринки гости получают более развёрнутый вариант приглашения, в котором указываются дата, время, место, дресс-код, а также особые мотивирующие пункты (розыгрыш призов, известный ведущий, модная группа и прочее).
Наполнение программы. Чрезмерное количество артистов разного жанра на вашем мероприятии никому не нужно. Залог успеха и хороших впечатлений от вечеринки – музыканты. И пусть это будет не популярный эстрадный исполнитель, а качественная кавер-группа, имеющая в репертуаре как танцевальные композиции, так и любимые всеми хиты. Но главную роль на празднике играет ведущий. В идеале он должен быть а) харизматичным, б) неназойливым, в) чувствующим публику, г) с хорошим чувством юмора.
При наличии этих двух составляющих – кавер-группы и хорошего ведущего – любое корпоративное мероприятие оставит позитивное впечатление. Дальше – только простор вашей фантазии: фокусники и шаржисты, мимы и живые статуи, виртуозы мыльных пузырей и «шоу поющих бокалов», гофрированные человечки или экран с лазерным шоу.
Фотографии с корпоративных мероприятий часто заставляют их участников впоследствии смущаться. Если вы приглашаете фотографа, договоритесь с ним заранее о том, что его работа заканчивается с окончанием официальной и развлекательной части. На дискотеку совсем не нужно оставаться. Напомните ему, что портретные фото лучше делать в самом начале праздника, на welcome-зоне, а также во время официальных тостов и индивидуальных выступлений. Позже лучше переходить на групповые и общие снимки. Ещё один вариант – поставить в холле пресс-вол с символикой компании. Качественные портретные фотографии обычно выкладываются в Интернет, в социальные сети, таким образом компания получит лишнюю рекламу, а гости будут чувствовать себя звёздами в лучах фотовспышек.