Чепец Владимир Юрьевич
и.о. руководителя Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Трудности роста
Развитие железнодорожного транспорта требует решения ряда принципиальных
вопросов
К концу третьего этапа реформы на железнодорожном транспорте России планировалось развить конкурентный рынок в сфере грузоперевозок за счёт передачи большей части вагонного парка и части локомотивного парка в частную собственность.
В этой связи в августе 2009 года постановлением Правительства РФ о госрегулировании и контроле тарифов, сборов, оплаты работ и услуг естественных монополий на железнодорожном транспорте была санкционирована отправка грузов поездами не только ОАО «РЖД», но и частного формирования.
Вместе с тем со второй половины 2010 года в Правительство РФ, Минтранс России и Росжелдор начали поступать обращения грузоотправителей, которые стали испытывать трудности в обеспечении подвижным составом. Основной причиной проблем стало большое число операторов, которые лишь обновляют и наращивают свой парк, не оптимизируя логистические схемы и управление подвижным составом. В таких условиях чем больше вагонов выпускается на сеть, тем тяжелее управлять парком, занимаясь диспетчеризацией подвижного состава огромного количества собственников, а также подсортировкой на подъездных путях предприятий. Это привело к замедлению оборота вагонов, снижению производительности и, как следствие, ухудшению экономических показателей работы операторов, которые вынуждены «выправлять» их увеличением цен на свои услуги. В результате растут ставки суточной аренды вагонов и стоимость их предоставления под перевозку по конкретным маршрутам. В конечном итоге оплачивать технологическую несогласованность действий участников транспортного рынка приходится грузовладельцу.
По нашему мнению, ОАО «РЖД» следует более тесно работать с морскими портами и грузоотправителями для рационального планирования погрузки по наиболее востребованным направлениям. Также необходимо значительно улучшить работу станций и более активно закупать тяговый подвижной состав (в том числе с помощью лизинговых механизмов) для сокращения времени простоя и увеличения объёмов перевозки грузов.
Для повышения эффективности работы грузового подвижного состава Правительством РФ в декабре 2011 года было издано постановление № 1051 о порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования. Приказом ФСТ России утверждён «Порядок расчёта тарифов на перевозки грузов в привлечённых вагонах». Он разработан исходя из аренды РЖД только вагонов Федеральной грузовой компании (ФГК), что нашло отражение в определении стоимости привлечения. Вместе с тем на данном этапе на основании результатов аукциона или публичной оферты возможно привлечение вагонов других собственников, в том числе Первой грузовой компании. Но при этом стоимость такого привлечения не должна быть выше, чем при аренде вагонов ФГК.
Что же касается передачи в частную собственность локомотивов, то пока Правительством РФ принято решение не рассматривать этот вопрос. Считаем целесообразным вернуться к нему после определения нормативного статуса «локального перевозчика».
Среди актуальных проблем сегодняшнего дня можно выделить и качество литых деталей грузовых вагонов, которое напрямую влияет на рынок железнодорожных перевозок, стабильность и безопасность движения поездов. К сожалению, динамика количества происшествий на железной дороге – схода поездов, аварий и столкновений – и выявляемых дефектных деталей неутешительна. Росжелдор уделяет особое внимание качеству продукции, выпускаемой для нужд железнодорожного транспорта, в частности боковых рам тележек и надрессорных балок. В феврале 2012 года в агентстве состоялось расширенное совещание по обеспечению безопасности движения. Его целью было определение механизмов по недопущению подобных транспортных происшествий, а также формирование ориентировочного плана предупредительных и рекламационных мероприятий. В совещании приняли участие представители Минтранса, Госжелдорнадзора, ФБУ «РС ФЖТ», ОАО «РЖД», НПУ «Уралвагонзавод», ПАО «Азовмаш», ПАО «Кременчугский сталелитейный завод», а также ряда операторских и вагоноремонтных компаний.
Процедура контроля качества является неотъемлемой частью технологического процесса производства или ремонта. Для проведения оценки технических возможностей предприятия обеспечить стабильный выпуск новых или отремонтированных транспортных средств с параметрами, которые отвечают требованиям нормативных документов, Росжелдором разработан документ, устанавливающий порядок приёмки продукции. В нём указано, что ответственность за качество изготовления и ремонта технического средства железнодорожного транспорта в период гарантийного срока его эксплуатации несёт предприятие (ремонтное или машиностроительное) при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения. Данный «Порядок приёмки отремонтированного и нового железнодорожного подвижного состава на ремонтных и машиностроительных предприятиях» был направлен на рассмотрение в Минтранс России.
Кроме того, Росжелдором с участием представителей Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» была проведена опытная эксплуатация автоматизированной системы «Управление заявками по пономерному учёту железнодорожного подвижного состава» в части учёта комплектации грузовых вагонов после постройки при их первичной регистрации, а также на протяжении всего периода эксплуатации. Данная мера позволит минимизировать возможность использования контрафактной продукции.
Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,
Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды
Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),
Специалисты будущего должны быть универсалами
Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,
Стратегия управления талантами
Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,
От новых локомотивов к беспилотным поездам
Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,
Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего
Рубрики: Гость номера