ез поддержки рационализаторства невозможно инновационное развитие РЖД. Сегодня свыше 30 тыс. работников активно изобретают, улучшают и совершенствуют свой труд, оборудование и технологии, которые используют в своей деятельности, 40 тыс. регулярно вносят те или иные рационализаторские предложения. Только за последние 5 лет экономический эффект от их использования составил 3,5 млрд руб. Красноречивый пример того, что рационализаторское движение и сегодня остаётся незаменимым инструментом развития железнодорожного транспорта и смежных отраслей, а также источником подчас нестандартных решений и идей, открывающих новые перспективы в деятельности холдинга.
Эта работа активно ведётся во всех подразделениях компании. Например, за первое полугодие 2012 года в рационализаторской деятельности приняли участие 1725 работников Октябрьской магистрали, внедрено 1660 предложений, экономический эффект от которых составил более 46 млн руб. За тот же период 1319 работников Свердловской дороги внесли и внедрили 1600 рацпредложений, экономический эффект составил 9,2 млн руб. Авторы лучших предложений становятся участниками ежегодного смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД», проходящего вот уже 6 лет.
В перечень номинаций конкурса входят лучшие технические решения по повышению надёжности транспортных средств, по рациональному использованию топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов, ресурсосберегающих технологий, по совершенствованию технологических решений.
Основные критерии, по которым оцениваются заявленные на конкурс предложения, – это экономический эффект от внедрения рационализаторского предложения, технический уровень, новизна и оригинальность, а также перспективность внедрения. Итоги конкурса подводятся в рамках научно-практических конференций с участием президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, вице-президентов и руководителей подразделений компании, представителей Роспрофжела, Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, железных дорог стран СНГ.
Вот лишь несколько идей, уже поддержанных руководством страны. Годовой экономический эффект от внедрения предложенного старшим приёмосдатчиком железнодорожной станции Хабаровск-2 Игорем Ветошкиным лазерного мобильного измерительного комплекса Л-МИК-1 оценивается в 1,1 млн руб. Его применение сократило трудозатраты, возросла производительность труда, усилился контроль соблюдения требований безопасности движения при размещении и креплении грузов на открытом подвижном составе.
Ведущий инженер ПМС-176 Южно-Уральской дирекции по ремонту пути Ольга Шапошникова предложила использовать многооборотные стропы для крепления рельсов длиной 25 м при их транспортировке на сцепе платформ. Благодаря новшеству можно крепить разное количество ярусов. Причём для фиксации пакета рельсов комплектом из шести строп требуется всего 20 минут. С этой работой справляются лишь два человека. Раскрепление пакетов рельсов также выполняют всего два работника в течение 15 минут. В путевой машинной станции № 176 этот способ крепления уже внедрили. А после победы в конкурсе «Идея ОАО «РЖД» – 2012» данная инновация рекомендована для применения во всех путевых машинных станциях сети. Общая сумма экономического эффекта на конкретном предприятии составила 1,5 млн руб.
В свою очередь, старший осмотрщик-ремонтник вагонов Александр Моторин и инструктор по основной деятельности Андрей Максимов из эксплуатационного вагонного депо Дёма разработали «Универсальное приспособление для замера радиуса изгиба подводящей трубки». Электромонтёр эксплуатационного вагонного депо Кинель Владимир Агапов модернизировал 12 прожекторов освещения мест встречи поездов с ходу. Есть и другие интересные технические решения.
Ежегодные научно-практические конференции стали эффективными площадками по обмену опытом в организации рационализаторской работы различных предприятий. Кроме этого, участникам конференций предоставляется возможность знакомиться с новыми образцами железнодорожной техники и технических решений в сфере совершенствования работы пассажирского и грузового комплекса компании, технологии ремонта и технического обслуживания подвижного состава, содержания хозяйства пути.
Изобретатели и рационализаторы предприятий ОАО «РЖД» награждаются почётными грамотами, а авторам предложений, внедрение которых внесло существенный вклад в развитие железнодорожного транспорта, ведущим многолетнюю рационализаторскую деятельность, присваивается почётное звание «Новатор ОАО «РЖД». За большой личный вклад в развитие массового технического творчества на железнодорожном транспорте работникам компании может быть присвоено звание «Лучший организатор технического творчества ОАО «РЖД».
Для стимулирования изобретательской и инновационной деятельности в ОАО «РЖД» используются и другие механизмы морального и материального поощрения. В том числе выплачиваются вознаграждения за формулировку, содействие созданию и использование рацпредложения.
Размер вознаграждения за использование рационализаторского предложения зависит от размера годового экономического эффекта, который рассчитывается экономистами предприятия. Затем он согласовывается руководителями экономической и технической службы подразделения ОАО «РЖД» и утверждается его руководителем.
В случае, когда несколько самостоятельных рационализаторских предложений использованы совместно и эффект от использования каждого из них не может быть рассчитан, доля годового экономического эффекта от использования каждого предложения определяется экспертным путём.
Вознаграждение за содействие созданию и использованию объекта интеллектуальной собственности выплачивается лицам, оказывающим значительное, как правило, выходящее за рамки повседневных служебных обязанностей содействие созданию и использованию рационализаторского предложения.
Кроме того, руководители департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений могут направлять президенту ОАО «РЖД» представления к поощрению отличившихся работников. Тем же, кто не работает в компании, вознаграждение за содействие созданию и использованию объекта интеллектуальной собственности может выплачиваться на основании отдельных договоров.
Выплата вознаграждения за рационализаторское предложение производится единовременно в полном объёме не позднее трёх месяцев со дня использования предложения, если размер эффекта составляет до 50 тыс. руб. Если сумма выше, вознаграждение выплачивают в двухмесячный срок по истечении года использования рационализаторского предложения.
В компании действует система показателей, характеризующая инновационную и рационализаторскую деятельность. На ближайший период основные показатели такой работы формируются через новые требования к подвижному составу и объектам инфраструктуры, повышение производительности труда, показатели безопасности, эксплуатационной готовности, снижения стоимости жизненного цикла.
В качестве дополнительных критериев оценки такой работы используются:
– доля выручки от реализации новых продуктов и технологий в общем объёме реализации за последние 3 года;
– отношение роста рыночной стоимости компании к относительному росту рынка транспортных услуг за последние 3–5 лет;
– количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, которые компания вывела на рынок за последние 3 года;
– количество инновационных идей, выдвинутых сотрудниками в течение последних 6 месяцев;
– отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений;
– время, прошедшее с момента инициирования (подачи) новой идеи до запуска инновационного проекта.
В качестве же комплексного показателя можно использовать «инновационный индекс», который включает в себя количество выдвинутых инновационных идей, процент вовлечённости сотрудников в инновационную деятельность и рост объёма реализации товаров и услуг компании в результате инновационной активности. Максимальное значение индекса устанавливается в 100 единиц. При установлении начального значения используются данные, собранные за предшествующий период работы, а далее индекс рассчитывается регулярно, чтобы отслеживать текущее состояние инновационной деятельности компании.
Ирина Абакумова,
ведущий инженер отдела перспективного развития службы технической политики Октябрьской дороги:
– Не каждый человек – прирождённый рационализатор, однако каждый может повысить эффективность своей работы, оптимизируя те операции, которые он выполняет.
Второй год Октябрьская дорога удерживает позицию лидера рационализаторского движения ОАО «РЖД». Такой результат стал возможен благодаря активности персонала. Сегодня на дороге для этого разработана система мотивации. Установлены целевые показатели по полигону дороги, ежемесячно подводятся итоги. Ежегодно проходят конкурсы на лучшие рационализаторские предложения и технические решения. Призёров поощряют премиями, наградами и дипломами. За рацпредложение его авторы получают по 2 тыс. руб. плюс вознаграждение за использование этого рацпредложения – в зависимости от годового экономического эффекта. Активно привлекается к рационализаторской работе молодёжь дороги, например через конкурсы «Новое звено» и «Лидер Октябрьской». Наиболее эффективные технические решения тиражируются.
На дороге готовы расширять масштабы рационализаторства. Сегодня как раз разрабатываются целевые показатели на 2013 год. Сегодня, в условиях реформирования, дороге важно добиться взаимопонимания с центральными дирекциями. От этого, в частности, зависит, чтобы выплаты заслуженного поощрения не задерживались.
Александр Горбань,
начальник службы автоматики и телемеханики Свердловской дирекции инфраструктуры:
– За десять месяцев по хозяйству автоматики и телемеханики поступило 1262 предложения, из них 1049 внедрено в производство. Экономический эффект по ним составил 5612,69 тыс. руб. – на полтора миллиона больше, чем за тот же период прошлого года. Но всё-таки не только в деньгах следует оценивать все эти разработки. Основное для нас – обеспечение безопасности движения.
В текущем году увеличилось количество молодых авторов в сравнении с 2011 годом – 91 человек. По итогам прошлого года хозяйство автоматики и телемеханики признано лучшим по изобретательской и рационализаторской деятельности на Свердловской дороге, и четыре дистанции заняли призовые места среди структурных подразделений. Пять технических новинок названы победителями дорожного конкурса на лучшее рацпредложение. Одна работа получила второй по значимости приз в смотре-конкурсе «Идея ОАО «РЖД».
Один из последних примеров использования рацпредложений, которые дали значительный экономический эффект, повысили безопасность движения, – частичная реконструкция северного обхода станции Богданович. Благодаря реализации предложений от работников Каменск-Уральской дистанции СЦБ увеличены её пропускные способности, а монтаж схем кодирования повысил безопасность движения поездов. Удлинение нечётной горловины по станции Кузино, расконсервация сортировочной горки на станции Гороблагодатская и реконструкция чётной горловины станции Тобольск – это проекты буквально последних месяцев, и везде – сплошная рационализация. И это хорошо – когда стоят сложные технические задачи, есть поле для технического творчества.
Как правило, начинается рационализаторская работа с предложений от сотрудников дистанций, например часто их дают электромеханики. Сначала они обсуждают идею со старшим механиком. Тот советуется с заместителем начальника дистанции, вместе они определяют, нужно и можно ли проводить возникшую мысль именно как рацпредложение, и тут главное – не навредить.
Подчеркну, что меня как руководителя интересует не просто факт подачи того или иного предложения, а результат в целом. И сегодня ситуация такова, что мы не выполняем целевые показатели безопасности движения, потому работы у рационализаторов непочатый край.