Наталья Леготина
декоратор, владелец Архитектурного бюро Натальи Леготиной бюро Натальи Леготиной
Офис как улика
Убранство кабинета говорит о руководителе и его компании порой больше,
чем цифры годовых отчётов. Знаете ли вы, о чём рассказывает интерьер вашего
рабочего места?
Современная бизнес-среда требует всё больше усилий для создания корпоративного имиджа фирмы и позитивного восприятия предлагаемых продуктов и услуг. Сегодня для успешной деятельности компании уже недостаточно четырёх, когда-то основных элементов маркетинга. Помимо качественного продукта, выверенной цены и продуманной политики позиционирования и продвижения, предприятию необходимо уделять внимание подбору и тренингу персонала, совершенствованию бизнес-процессов и инвестициям во внешний антураж фирмы, а именно во все материальные элементы, с которыми взаимодействуют реальные и потенциальные клиенты, партнёры и сотрудники. К ним можно отнести одежду или форму персонала, здания, в которых расположены офисы, сами офисы, корпоративный транспорт, сайт и многое из того, что сейчас принято описывать в бренд-буке как элементы, формирующие фирменный стиль компании.
Physical Evidence (термин, объединяющий перечисленные выше элементы) приобретает особенное значение, когда речь идёт о компаниях, деятельность которых в клиентском (партнёрском) восприятии ассоциируется с высокой степенью риска. Как правило, это предприятия, работающие в области предоставления дорогостоящих услуг. Например, в области медицины и красоты, финансовые и юридические услуги, перевозки и т.д. Возникающее у клиента ощущение риска связано с самой природой услуг, ведь каждая из них уникальна. Она реализуется непосредственно в момент взаимодействия с заказчиком, который, соглашаясь на контракт, не может быть уверенным в том, что результат будет именно таким, как ему обещают. Поэтому все факторы, влияющие на принятие решения о приобретении услуги, то есть нивелирующие ощущение риска и недоверия к поставщику, приобретают значение, которое трудно переоценить.
В этом контексте общий интерьер офиса, и в особенности – кабинет руководства, выполняющий, помимо прочих, и основную репрезентативную функцию, превращается в инструмент формирования имиджа и эффективных продаж компании.
От царя Гороха
Несмотря на запоздалый приход в Россию рыночной экономики, история дизайна учреждений и кабинетов их руководителей не так коротка. Оставив за бортом кабинеты фабрикантов и других предпринимателей царской России, знающих толк в том, как произвести надлежащее впечатление за счёт «правильного» интерьера, рассмотрим историю кабинетов начиная с советских времен.
Руководители молодой советской республики, подчиняясь несуществующему регламенту, в своих кабинетах строго следовали стилю, заданному «политикой партии», создавая облегчённые копии кабинета Вождя. Стол, покрытый зелёным сукном, настольная лампа с зелёным абажуром, чёрный телефон – дистанцированные от роскоши атрибуты кабинета аскетичного руководителя того времени.
Руководителям брежневских времён к перечисленному джентльменскому набору разрешалось добавить деревянные панели на стенах, кое-какие аксессуары и неизменную красную ковровую дорожку. В эти времена происходит формирование типичного стиля оформления кабинета руководителя, подразумевающего тяжёлую габаритную мебель из массива дерева с отделкой из натуральной кожи или других недешёвых материалов, инкрустированные панели на стенах, дубовые двери и другие элементы, формирующие ощущение солидности и благонадёжности.
В лихие 90-е офисы часто располагались непосредственно в квартирах – во время активного накопления капиталов всем было явно не до дизайна. Универсальным стилем оформления приюта предпринимателей стал стандартный «евроремонт», подразумевающий серо-белую или жёлто-синюю гамму, навесные потолки и «увядший» ковролин цвета, заведомо маскирующего недоработки уборщицы. Завершала интерьер мебель невнятного вида и происхождения.
Однако тем, кто преуспел во времена дикого капитализма, хотелось иного. Им мы обязаны появлением «нового русского стиля»: адской смеси барокко, ампира и рококо в самом безвкусном сочетании позолоты, бархата и мрамора, объединённых причудливым сочетанием вычурной разностильной мебели.
Сегодня, подобные проявления встречаются всё реже. Современные руководители хорошо понимают «цену ошибки» (неправильного имиджа) и всё чаще задумываются о необходимости соответствовать международному пониманию солидности и респектабельности.
Как полагается?
Очевидно, что кабинет руководителя – визитная карточка фирмы. По интерьеру этого помещения судят не только о личных качествах руководителя, но и о стоимости и благонадёжности бизнеса. Поэтому общий стиль кабинета должен отражать благосостояние и стабильность фирмы и, конечно, выступать квинтэссенцией фирменного стиля и имиджа компании. Недопустимо, чтобы эта важная зона любого офиса стала копией остальных помещений либо, напротив, целиком отражала лишь личные вкусы и пристрастия топ-менеджера.
Вместе с тем от того, насколько комфортно руководителю в его кабинете, во многом зависят эффективность и производительность его труда. Многофункциональность этого помещения, объединяющего в себе и рабочую зону, и место для личного пространства, и репрезентативную функцию, диктует необходимость задуматься о правильном зонировании кабинета. Идеально, если под пространство руководителя отведено несколько помещений: кабинет для работы, комната для совещаний и переговоров, комната отдыха, место, где можно выпить кофе или перекусить, гардеробная, выставочная зона для размещения свидетельств достижений компании и отдельный санузел, желательно с душевой кабиной.
Если такое решение нереализуемо, обозначенные зоны могут быть выделены и внутри кабинета. Например, зона отдыха может быть представлена сетом мягкой мебели с журнальным столиком, там же могут располагаться книжный шкаф и гардеробная. Хорошо, если эта часть кабинета будет дополнена самостоятельным освещением, интенсивность которого можно регулировать. К зоне отдыха разумно присоединить «гостевую часть»: небольшой бар, небольшой буфет. Деловую часть определяет «рабочая мебель»: письменный стол, кресло руководителя, стол для переговоров. Брифинг-приставка не лучшее решение, поскольку присоединение её к рабочему столу, с одной стороны, усложняет решение проблем коммерческой безопасности (сидя за ней, нетрудно рассмотреть документы на столе босса), с другой – увеличивает психологическую дистанцию между шефом и остальными участниками переговоров. Хорошо, если рабочая зона кабинета также выписана в отдельный сценарий освещения. В кабинете шефа логично расположить витрину, в которой представлены награды компании и, возможно, какие-либо подарки. Устанавливая этот предмет интерьера, необходимо задуматься о внутренней подсветке и логике расстановки предметов. В качестве визуальных «разделителей» при зонировании можно использовать напольные покрытия (уютный ковёр в зоне отдыха), предметы освещения (люстры и светильники с различной длиной крепления, подсветка по периметру, напольный свет и настенные бра). Также при зонировании уместно использовать разный цвет окраски стен и ширмы.
Говоря о стилистике оформления пространства № 1, необходимо понимать, что стиль интерьера этого помещения связан с деятельностью самой компании и общим оформлением офиса. Очевидно, что солидной юридической фирме вряд ли стоит декорировать служебные помещения в стиле хай-тек, куда более уместном для рекламщиков или компаний из IT-сферы. Идеальным решением для кабинета руководителя фирмы, в чьи задачи входит формирование имиджа надёжной стабильной компании с большим опытом работы на рынке, выступает оформление кабинета в классическом, современном классическом или английском стиле. Спокойствие линий, благородство форм и используемых материалов, глубокие цвета и качество, присущие формирующим этот стиль элементам, излучают уверенную респектабельность и благонадёжность, необходимые для выстраивания отношений с партнёрами. А присущая стилю продуманная эргономика сделает комфортным рабочий день любой протяжённости.
Главное – детали
К сожалению, международные стандарты респектабельности ещё не написаны. Однако необходимость соответствовать им уже существует. Поэтому, декорируя кабинет босса, необходимо задуматься о стилеобразующих элементах и наполняющих его предметах интерьера, основная задача которых состоит в создании правильного имиджа.
В числе приоритетов — качественная мебель. Для корпусной – это изделия из натурального массива дерева, простые и элегантные по форме. Любителям изысков разрешается украсить их классическим маркетри или буазери. Интересными представляются образцы, выполненные с использованием натуральной кожи.
В отношении мягкой мебели лучше делать ставку на изделия ручной работы (желательно английские, поскольку мебель этой страны, как никакая другая, подходит россиянам по своей эргономике). Классические формы, надёжная конструкция и качественные обивочные ткани позволят такой мебели служить верой и правдой не менее 25 лет.
Отдельного внимания заслуживает выбор кресла руководителя: оно должно быть удобным и оригинальным. Здорово, если его дизайн несколько отличается от остальных кресел в кабинете. Например, для кабинета, выдержанного в английском стиле, прекрасно подойдёт классическое «ушастое» или «крылатое» кресло, дополненное традиционной металлической ногой на колёсиках.
В декоре кабинетов руководства высшего звена уместно умелое использование интерьерного антиквариата. К примеру, старинный шкафчик для бумаг или редкий столик способны не только стать визуальным центром композиции, но и значительно усилить имидж самого руководителя. К числу таких веских акцентов можно отнести и предметы искусства: живопись, скульптура, коллекционные книги. Однако, выбирая антиквариат и предметы искусства и коллекционирования, главное – быть уверенным, что отобранные элементы действительно подлинные. Плохо выполненная копия или подделка произведут на окружающих противоположное впечатление.
Подчеркнуть вкус и оригинальность хозяина кабинета помогут и оригинальные аксессуары. К ним можно отнести интересные по дизайну настольные лампы, оригинальные вазы, письменные принадлежности и другие предметы канцелярии. Выбирая их, главное – следить, чтобы они не выбивались из общей канвы интерьерного сценария.
В остальном ключевым принципом должны оставаться избирательность и стремление не переборщить. Одна или две вещи, выбивающиеся из общего стиля, случайное кресло, непродуманное использование пространства способны не только свести на нет решение поставленных задач, но и повлиять на ход важных переговоров или принятие стратегических решений.