Игорь Горюшинский
профессор Института управления и информационных технологий МИИТа МИИТ
Потому что мы стая
Можно ли избавиться от человеческого фактора?
Анализ чрезвычайных ситуаций, происходящих на железнодорожном транспорте в последние годы, показывает – чаще всего причиной сходов, браков и других неприятностей является так называемый человеческий фактор. При разборах происшествий нередко всплывает, что причиной событий является элементарная неслаженность в работе. Выявляется отсутствие управленческих компетенций у руководителей, командного духа, дисциплины у работников и мотивации на конечный результат. Тренд этот не уникален. В последнее время крупные корпорации всё чаще практикуют тренинги по командообразованию. Профессионально организованные игровые форматы таких тренингов позволяют за короткий срок сплотить команду и настроить на нужный лад.
Что же такое командный дух и кто его формирует в компании? Основным локомотивом в движении к командной работе должен являться сам руководитель. В качестве конкретного примера по командообразованию и его практической ценности предлагается методика «Дикие гуси».
В стремлении к развитию сверхновых технологий стоит обратить внимание на братьев наших меньших. То, что мы стараемся изобрести или придумать, давно уже есть в животном мире и с поразительным успехом применяется.
Урок от диких гусей № 1. Когда птицы собираются в стаи, чтобы лететь на юг, они встают в определённый строй – клин. Почему именно так? Из уроков физики мы знаем, что впереди летящий предмет испытывает значительное сопротивление воздуха. Предмет, летящий за ним, движется уже в разряженном воздухе и тратит на полёт меньше усилий. Собираясь в одной плоскости, птицы взмахами крыльев создают восходящий поток воздуха, поддерживающий птиц, летящих следом. Гуси сбиваются в косяк, что позволяет увеличить дальность полёта птиц почти в два раза.
Вывод: сплочённые и движущиеся в одном направлении люди значительно быстрее достигают поставленной задачи. Единая цель, к которой стремятся все члены команды (компании), усиливает синергетический эффект и позволяет сделать компанию высокоэффективной.
Урок от диких гусей № 2. Нарушая строй, птица начинает испытывать резкое сопротивление воздуха, что заставляет её быстро вернуться в стаю и продолжить полёт с меньшими затратами сил. В коллективах часто встречаются личности, которые пытаются идти своим путём. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, всё зависит от ситуации и специфики работы. У молодых специалистов, не утерявших ещё юношеского оптимизма, часто встречаются подобные всплески нереализованной энергии. Им хочется привнести своё, инновационное, отличное от уже существующего. Мудрый руководитель может это определить сразу и направить инициатора на ответственный участок под присмотром наставника. Инициативу нужно приветствовать и направлять в нужное русло. Как правило, на трудных участках инициатива быстро гаснет. Для предотвращения перехода оптимизма в пессимизм и нужен наставник, который бережно вернёт «заблудшего» в коллективный клин.
Вывод: если бы мы подчинялись законам гусиной стаи, то помогали бы друг другу и выбирали лидеров, которые вели бы нас в нужном направлении. Мудрый руководитель не станет гасить инициативу сотрудников. Правильнее воспользоваться энергией новых лидеров и грамотно её использовать. Не стоит волноваться, что кто-то может обскакать и претендовать на вашу лидерскую роль.
Урок от диких гусей № 3. Когда вожак устаёт, он перелетает в хвост стаи и его подменяет другая птица. Так, в процессе длительного полёта всем членам стаи предоставляется возможность побывать на месте лидера. Должность лидера многим привлекательна, но большая ответственность, присущая высокому посту, не каждому под силу. На практике, в конкретной управленческой ситуации, руководителю целесообразно задать вопрос каждому коллеге: «А как бы ты поступил на моём месте?» Попробуйте, и вы поразитесь, сколько вариантов решения можно услышать от сотрудников, но не рассчитывайте получить их много с первого раза. Приучите их мыслить с управленческой точки зрения. Вы получите спектр предложений, а коллеги возможность побывать в «шкуре» руководителя.
Вывод: имеет смысл выполнять трудные задания по очереди и периодически менять лидеров. Подобно тому, как перелётные птицы зависят от умелого полёта друг друга, так и люди зависят от профессионализма, навыков и способностей своих коллег.
Урок от диких гусей № 4. Птицы в стае криками подгоняют летящих впереди них, чтобы те увеличивали скорость полёта.
Находясь в социуме, человеку важно общаться с окружающими, которые разделяют его радости и заботы, надежды и стремления: важно быть частью команды и ощущать сплочённость группы.
Потребность в признании подразумевает удовлетворённость собственным положением. Каждому члену команды нужно дать индивидуальный статус и роль. Это позволит сотруднику оставаться самим собой и проявлять собственную личность, оставаясь при этом в команде. Поощряйте сотрудников и вознаграждайте их за личный вклад и достижения во благо компании. Пользуйтесь такими формами поощрения и вознаграждения:
– звание «Работник месяца»;
– именные карточки на униформе;
– право оформить и обустроить своё рабочее место по личному усмотрению;
– вознаграждение по стажу работы;
– индивидуальные бонусы или особый сервис и т.д.;
Вывод: мы можем воодушевлять друг друга, поскольку это повышает производительность. Воодушевлять – значит отстаивать общие интересы, и мудрый руководитель знает об этом.
Урок от диких гусей № 5. Когда кто-то из гусиной стаи теряет силы и падает вниз, за ним следуют две птицы. Они пытаются помочь попавшему в беду и защитить его. «Провожатые» остаются с товарищем, пока он не погибнет или не наберётся сил, чтобы продолжить полёт. После этого гуси присоединяются к другой стае.
Вывод: если бы мы подчинялись законам гусиной стаи, мы поддерживали бы друг друга и в хорошие, и в плохие времена. Независимо от того, есть ли у нас наставники или нет, мы можем оказать поддержку любому из нашей команды, и это будет грамотно и правильно, так как все мы люди и имеем свои слабые и сильные стороны. Сила личности – в умении поддержать ближнего.
Если вы возьмёте на вооружение эту методику, ваши сотрудники: будут стремиться к самосовершенствованию и будут готовы к нововведениям; перейдут к открытому обсуждению своих точек зрения, даже если это выражение недовольства, что избавит от закулисных разговоров, интриг и обид; появится интерес работать с молодёжью, талантливыми и энергичными людьми, что повлечёт рост профессионализма и саморазвития сотрудников; разовьют способность брать инициативу в свои руки; научатся быть благодарными к компании и окружающим коллегам.
Команды, сформированные под таким контекстом, ждёт рост и плодотворное движение вперёд.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,
От ручного управления к программно ориентированному
Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,
В чём принципы архитектуры цифровой компании
Рубрики: Корпоративное управление