Москва
Столица России будет эпицентром футбольных баталий и главным транспортным хабом турнира. В Заявочной книге РФ к чемпионату сказано, что для перевозки пассажиров «предполагается связать аэропорты, стадионы и центральные районы принимающих городов с использованием железнодорожного транспорта или линий лёгкого метро, в частности «Аэроэкспресса». Дополнительно к действующим скоростным железным дорогам (Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Хельсинки) на картах Заявочной книги указаны проекты высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. В декабре 2010 года тогда премьер, а ныне Президент РФ Владимир Путин говорил, что для перевозки болельщиков будет организовано высокоскоростное железнодорожное сообщение между Москвой и городами Поволжья, в которых пройдут матчи. Создание ВСМ от столицы через Нижний Новгород и Казань до Екатеринбурга давно обсуждается на самом высоком уровне, но как всё будет выглядеть на практике, неясно. В проекте федерального бюджета на 2013–2015 годы пока не предусмотрено финансирование первых в стране ВСМ. Недавно же появилось альтернативное предложение: отказаться от ВСМ, ограничившись скоростными трассами Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург и Москва – Харьков – Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер. Но вопрос окончательно не решён. В октябре состоялось совещание, на котором Владимир Путин дал указание правительству и РЖД разработать чёткий план развития скоростного движения, определиться с основными приоритетами и начинать работу.
Из крупных транспортных проектов в Московском регионе стоит отметить развитие инфраструктуры основных аэропортов (Шереметьево, Домодедово и Внуково), строительство скоростной автодороги до Питера и модернизацию ещё пяти междугородних шоссе.
Екатеринбург
Аэропорт Кольцово входит в пятёрку крупнейших в стране. К чемпионату его планируется реконструировать: заменить аэродромное покрытие, удлинить взлётно-посадочные полосы, увеличить число мест для стоянок самолётов. Внутри города будет сооружена первая очередь второй линии метро. От двух новых станций всего несколько минут пешком до Центрального стадиона, который и будет принимать чемпионат. Рядом со спортивной ареной планируется кардинально изменить всю улично-дорожную сеть.
Также Екатеринбург обсуждается в качестве конечной точки высокоскоростной железнодорожной линии, которая может связать его с Москвой, Нижним Новгородом, Самарой и Казанью. Но есть и другие проекты. «Вне зависимости от «футбола» у нас ведётся работа по обновлению инфраструктуры. Есть планы по реконструкции Екатеринбургского вокзала. Есть и другие задумки. Но принятие решений по ним лежит в сфере деятельности федеральных органов власти», – рассказывает начальник службы управления делами Свердловской магистрали Вячеслав Струков.
Волгоград
В городе-герое, расположенном на западном берегу Волги, запланирована реконструкция аэропортового комплекса и привокзальной площади железнодорожного вокзала. Предполагается достроить вторую взлётно-посадочную полосу аэропорта, благодаря чему его пропускная способность удвоится. Приволжская железная дорога также дала ряд предложений, например, поставлен вопрос о строительстве железнодорожной ветки до аэропорта. По словам начальника отдела магистрали по работе с органами власти Николая Петрученко, также необходима реконструкция инфраструктуры пригородного железнодорожного транспорта (удлинение, ремонт и строительство новых платформ) и линии Саратов – Волгоград, что позволит пассажирским поездам развивать скорость свыше 120 км/ч. Помимо этого намечено серьёзное обновление автодорожной сети: Правительство РФ поставило задачу привести в нормативное состояние все федеральные трассы в области. Среди приоритетных проектов объездная дорога, которая позволит освободить Волгоград от транзитного транспорта.
Калининград
Янтарный край планирует развивать аэропорт Храброво, ожидается запуск аэроэкспресса. К модернизации готовится и главный железнодорожный вокзал региона – Южный. Предлагается вариант запуска «городской электрички», которая сможет выполнять роль лёгкого метро или скоростного трамвая. Также намечено строительство нескольких мостов, эстакад, реконструкция автомагистралей. Железнодорожники намерены принять активное участие в подвозе необходимых стройматериалов. По словам начальника Калининградской магистрали Сергея Коломейца, специалисты ТЦФТО и Дирекции управления движением должны разработать схему доставки и выгрузки, интересные условия для застройщиков. В противном случае обеспечение стройматериалами достанется баржам или автотранспорту.
Казань
Столица Татарстана в будущем году готовится принять Универсиаду. В августе в городе открылся второй железнодорожный вокзал, а в декабре начнёт работать аэроэкспресс. Поэтому первенству планеты по футболу часть инфраструктуры достанется «в наследство». К чемпионату-2018 дальнейшее развитие получит аэропорт, ожидается прокладка второй очереди метро. Будут модернизированы и более двух десятков пассажирских платформ. «В ближайшие годы планируется также организовать пассажироперевозки по кольцу, которое опоясывает город. Оно обеспечит возможность пересадок на метро и другие виды транспорта. Будет продолжена реконструкция вокзала Казань-1», – говорит начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун.
Нижний Новгород
Запланирована реконструкция аэропорта Стригино, в том числе, по сути, полностью будет обновлён сам аэродром, построен новый пассажирский терминал, развиты привокзальные площади и парковки. В Нижегородской области намечено строительство нескольких автостанций и автовокзалов. Также планируется создание многофункционального транспортно-пересадочного узла на базе вокзального комплекса «Нижний Новгород – Московский». Кроме того, рассматривается возможность запуска между вокзалом и аэропортом аэроэкспресса. Жители города ждут решения о продлении линии метрополитена до будущего стадиона.
Саранск
Главный город Мордовии планирует модернизацию автодорог, создание объездной трассы, нового моста через реку Инсар. В планах также реконструкция всех федеральных трасс, проходящих через Мордовию. Предусматривается и строительство в Саранске международного аэропорта. Год назад бывший глава республики Николай Меркушкин говорил, что болельщиков в Мордовию будут доставлять из Москвы на высокоскоростном «Сапсане». Затем в республиканском Госкомитете по транспорту поправили: вместо «Сапсана» ожидают поезда «Тальго», способные курсировать на скоростях до 160 км/ч.
Ростов-на-Дону
В южной столице России к чемпионату планируется построить аэропортовый комплекс с символическим для города названием «Южный». Его пропускная способность составит 8 млн человек в год. Это сопоставимо с такими хабами, как шотландские Глазго и Эдинбург, испанский Аликанте и венгерский Будапешт. Помимо этого, в Ростове планируется реконструкция моста через Дон, создание новых автодорог. Также власти города говорят о намерении построить метро и канатную дорогу через реку.
Сочи
Курортная жемчужина России будет готова к тому, чтобы стать хозяйкой чемпионата раньше других городов. Ведь вся необходимая инфраструктура здесь строится в рамках подготовки к Олимпиаде-2014. В частности, речь идёт о совмещённой автомобильной и железной дороге Адлер – «Альпика - Сервис», новых железнодорожном и авиавокзалах, между которыми уже курсирует аэроэкспресс. Непосредственно к чемпионату планируется строительство лишь нескольких авторазвязок.
Самара
Запланирована реконструкция комплекса аэропорта Курумоч. Существуют масштабные платы по развитию автодорожной инфраструктуры. Среди озвученных проектов – создание трассы под рабочим названием «Аэропорт-стадион». Будет продолжено строительство метро (предполагается ввести ещё как минимум две станции). Обсуждается организация скоростного железнодорожного сообщения между Тольятти и Самарой, что сократит время в пути вдвое. Предполагается также строительство Фрунзенского моста через реку Самару, рассматривается и проект моста через Волгу в районе Тольятти, который может уменьшить поток машин, проезжающий сейчас через Жигулёвскую ГЭС.
Санкт-Петербург
В Северной Пальмире к чемпионату намечена модернизация аэропорта Пулково, который уже к 2015 году должен будет удвоить свою пропускную способность. Аэропорт планируется связать рельсовым транспортом с центром города с помощью аэроэкспресса до Балтийского вокзала. Этот проект может быть реализован уже к 2014 году. В транспортной карте города в Заявочной книге значатся планы по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали до Москвы. Помимо этого, по словам начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова, есть и другие интересные задумки, например, «направление Рига–Москва на Прибалтику также необходимо развивать».