Техподдержка управления
В компании продолжается внедрение новых IT- систем
В одной упаковке
В течение ближайших трёх лет путевой комплекс РЖД получит автоматизированную систему управления Центральной дирекции по ремонту пути (АСУ ЦДРП). АСУ должна интегрировать все уже существующие у путейцев информационные ресурсы, которых в распоряжении работников ЦДРП сегодня более двух десятков.
Помощь во внедрении АСУ оказывают Департамент информатизации и корпоративных процессов управления и Главный вычислительный центр ОАО «РЖД». Совместно с ними в этом году АСУ была частично внедрена в части учёта всего подвижного состава ЦДРП за исключением пассажирских вагонов. На сегодня парк ЦДРП насчитывает почти 49,5 тыс. вагонов (третий по размерам в стране после ПГК и ВГК). Теперь же благодаря применению управляющей программы путейцы получили возможность эффективнее планировать работу и ремонт парка. На каждую единицу подвижного состава в программную оболочку занесены данные: год постройки, когда следует проводить плановый ремонт, параметры предыдущих ремонтов и т.д.
АСУ ЦДРП позволит качественно повысить управление и достоверность всей имеющейся по путевому комплексу информации. Эффект от внедрении АСУ путейцы рассчитывают получить не только в области управления. Система позволяет качественнее оперировать материальными запасами. Даже если благодаря внедрению информационного продукта удастся сэкономить 5% ресурсов, в абсолютных цифрах это может составить до 1,5 млрд руб.
Созданием технического задания на разработку АСУ и технико-экономического обоснования занимались отраслевые учёные из Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации. Им же предстоит оценить, во сколько обойдётся внедрение АСУ ЦДРП и на какой экономический эффект стоит рассчитывать.
В одной системе
Компания внедряет в работу магистралей автоматизированный программный комплекс (АПК) «Эльбрус». Он уже внедрён на Южно-Уральской дороге. Теперь очередь за Западно-Сибирской. Задача новинки – построение суточного энергосберегающего графика движения поездов в период предоставления «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ. Сейчас АПК объединяет только две дороги, но со временем к нему присоединится Свердловская магистраль.
«Эльбрус» позволяет движенцам на разных дорогах видеть общую картину планов друг друга. Исчезает необходимость задействовать большое число людей для организации совместной работы. Система даёт возможность формировать графики движения практически в реальном времени, автоматизированно. Теперь не приходится звонить коллеге на соседнюю дорогу, чтобы уточнить тот или иной вопрос. Всю информацию можно взять из «Эльбруса».
До появления системы локомотивщикам приходилось ехать по нормативному графику, который ни к «окнам», ни к актуальным условиям пропуска сети отношения не имел. Создавался он задолго до конкретной даты, практически не менялся. «Эльбрус» даёт возможность работать по суточному энергооптимизированному графику. Сегодня он выкладывается для диспетчеров компании каждые 24 часа, заменяя собой нормативный. В итоге специалист каждые сутки видит у себя на экране график с учётом всех отменённых или не отменённых «окон». В условиях сложной поездной обстановки внедрение АПК должно не только облегчить труд диспетчерского аппарата, но и оптимизировать ресурсы компании, используемые для осуществления перевозок.
С веб-интерфейсом получится оперативнее
Автоматизированная система мониторинга результатов работы подразделений производственного блока ОАО «РЖД» на основе системы ключевых показателей (далее – АСО КПЭ), запущенная в эксплуатацию с марта 2011 года в 33 подразделениях ОАО «РЖД», к началу 2013 года будет кардинально преобразована.
Первоначально планировалось, что АСУ отучит управленцев-железнодорожников от бумажной волокиты. Вся информация должна была поступать менеджерам прямо на монитор персонального компьютера. Причём адресно: вагонник получал «вагонные» отчёты, локомотивщик – «локомотивные», а путеец – «путейские».
Для того чтобы система работала, на каждый компьютер устанавливалось специальное программное обеспечение. Несмотря на всю полезность АСУ, информация в ней обновлялась в лучшем случае раз в месяц, а иногда и раз в квартал. В компании пришли к выводу, что системе не хватало оперативности и мобильности. Для того чтобы решить проблему, информационные подразделения ОАО «РЖД» предложили облегчить применение программы, перейдя на использование веб-интерфейса. Это означает, что никакого специализированного программного обеспечения на компьютеры больше устанавливать не нужно. Для того чтобы получить информацию, теперь будет достаточно иметь доступ в Интернет, а программной средой станет обычный браузер. Кроме мобильности, новая система обретёт ещё и оперативность. Помимо ежемесячных и ежеквартальных данных, она сможет в ежедневном режиме предоставлять такую критически важную информацию, как удельный вес отправок с нарушением сроков доставки, наличие «брошенных» поездов или неисправных локомотивов. Также регулярно станет обновляться информация о простое вагонов, работе сортировочных станций, срывах передачи поездов и вагонов по стыкам, графике движения пригородных поездов и др.
Сейчас веб-интерфейс проходит этап опытной эксплуатации в управлении по управленческому учёту и отчётности ОАО «РЖД». По словам специалистов, тестирование будет закончено в ближайшее время. После чего начнётся вывод из эксплуатации старой версии АСО КПЭ.
Автоматизация клиентской работы
В компании завершена подготовка технического задания на создание автоматизированной системы транспортно-экспедиционного обслуживания (АСУ ТЭО) в интересах Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». В новой системе будет реализована возможность ведения договоров ТЭО и отслеживания выполнения перевозок и услуг, предоставляемых по таким договорам. Планируется создание автоматизированных инструментов контроля взаиморасчётов при оказании транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, АСУ ТЭО сможет хранить ежесуточные данные по наличию и списанию грузов в порту.
Оперируя введённой информацией, система будет производить расчёты и передавать ведомости по услугам, оказанным для того или иного порта в АС ЭТРАН. Плюс сотрудникам ЦФТО новая АСУ предоставит возможность ведения финансового анализа деятельности центра, а также поможет при формировании отчётов о выполненных договорных обязательствах по комплексному транспортно-логистическому обслуживанию.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,
От ручного управления к программно ориентированному
Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,
В чём принципы архитектуры цифровой компании
Рубрики: Корпоративное управление