Социальная мобильность как возможность свободного передвижения россиян по своей стране, как право жить, трудиться, где гражданин хочет, не только закреплена в Конституции РФ, но и реализуется на практике.
Однако здесь встаёт вопрос транспортной мобильности. Мы живём в эпоху ускорения хода времени. Каждый из нас может ощутить это и в поседневной жизни, и на своей работе. Борьба за скорость идёт постоянно, потому что умение сделать что-то не просто лучше, но и быстрее, в том числе возможность передвигаться быстрее, перевозить быстрее, давно уже стало одним из ключевых факторов, от которых в конечном счёте зависит экономическая конкурентоспособность страны.
Для России с её огромной территорией развитие транспортной инфраструктуры, в том числе обеспечивающей скоростное и высокоскоростное сообщение, особенно важно. Это одна из целей «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», утверждённой правительством.
Первые шаги уже сделаны. Но сделаны относительно недавно, поэтому приходится с сожалением констатировать, что мы приступаем к действительно масштабному практическому решению этой непростой задачи позднее, чем многие другие государства, например Япония, Китай, Франция.
В настоящее время транспортные связи между разными регионами нашей огромной страны, очевидно, недостаточны. Особенно актуален этот вопрос для Сибири, Дальнего Востока, притом что развитие этих регионов – приоритет экономической и социальной политики государства.
Кроме того, сама конфигурация транспортной системы, включая железнодорожную сеть, пока оставляет желать лучшего. Разве это дело, что подчас из одного региона в другой, близлежащий, а то и просто соседний, можно проехать только транзитом через Москву? Изменить эту ситуацию необходимо, в том числе и потому, что Россия готовится стать хозяйкой масштабных международных мероприятий – Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году.
При этом расширение полигонов скоростного движения, появление магистралей для движения на высоких скоростях важно не только с точки зрения повышения уровня транспортной мобильности. В программе Президента РФ Владимира Путина говорится о создании в течение 10–15 лет 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест. По-моему, очевидно, что и само строительство скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей, и их дальнейшая эксплуатация – одно из направлений решения этой задачи. Ведь таким образом создаются тысячи новых рабочих мест, причём в областях, связанных с внедрением высоких технологий.
Мировой опыт говорит, что создание скоростных и высокоскоростных магистралей социально и экономически оправданно, прежде всего в сфере пассажирских перевозок и на маршрутах с интенсивными пассажиропотоками. Причём чем выше скорость поезда, тем больше людей им пользуется. Мне попались на глаза данные по Японии: если дорога до точки назначения на высокоскоростном поезде занимает менее 3 часов, японцы предпочтут его самолёту. Примерно о том же свидетельствует и эксплуатация российского «Сапсана», с той разницей, что у нас расстояния другие, соответственно, и критерий выбора превышает три часа. К настоящему времени фактически полностью проработан вопрос о строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург к 2018 году. Планируется, что с её запуском время в дороге составит 150 минут, то есть всего два с половиной часа. Уверена, что это существенно увеличит число желающих пользоваться поездом. Авиаперевозчикам надо готовиться к тому, что борьба за пассажиров обострится. От такой конкуренции мы, граждане, только выигрываем, так как она вынуждает компании, оказывающие транспортные услуги, совершенствовать свою ценовую политику, работать над качеством сервиса.
Также сейчас обсуждается организация высокоскоростного движения между Екатеринбургом и Казанью, Москвой и Саратовом, Владивостоком и Хабаровском, Новосибирском и Омском. Намечается связать такими же линиями Москву с Киевом и Минском. По сути, речь идёт о новой инновационной политике. Ведь реализация этих проектов позволит существенно повысить мобильность населения, даст импульс экономическому и социальному развитию российских регионов.
Вместе с тем мы должны в полной мере сознавать, насколько затратны эти проекты. Счёт идёт на триллионы рублей. Понятно, что лишь бюджетными средствами здесь не обойтись, необходимо участие бизнеса, привлечение частных инвестиций, использование механизмов государственно-частного партнёрства. Такая работа государством, ОАО «РЖД» ведётся. Могу сказать, что со своей стороны Совет Федерации обеспечит «зелёную улицу» нормативным правовым актам, которые потребуются для налаживания такого партнёрства, создания механизмов финансирования строительства высокоскоростных магистралей, улучшения инвестиционного климата в стране в целом.
БИОГРАФИЯ
Матвиенко Валентина Ивановна
Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Окончила Ленинградский химико-фармацевтический институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС, курсы усовершенствования руководящих дипломатических работников при Дипломатической академии Министерства иностранных дел СССР.
В 1989 году избрана народным депутатом СССР. Была председателем комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства.
С 1991 по 1998 год состояла на дипломатической службе.
С 1998 по 2003 год работала заместителем Председателя Правительства РФ, курировала социальную сферу.
В марте 2003 года назначена полпредом Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
С октября 2003 года – губернатор Санкт-Петербурга.
С августа 2011 года – член Совета Федерации Федерального собрания РФ.
В сентябре 2011 года избрана на пост спикера верхней палаты российского парламента.