В прошлом номере «Пульта управления» редакция уже поднимала тему внедрения новой производственной системы в ОАО «РЖД». Сегодня разговор о том, как внедряют принципы бережливого производства на конкретном производственном участке – в путевой машинной станции (ПМС) № 111 Северной дирекции по ремонту пути, расположенной на станции Ростов-Ярославский.
Здесь технологию бережливого производства решили опробовать на одной производственной операции, а именно при проведении входного контроля материалов верхнего строения пути.
Контроль поступающих на ПМС материалов – дело, казалось бы, третьестепенное. Но только на первый взгляд. От качества материалов во многом зависят качество ремонта (реконструкции, модернизации) пути, срок его службы, затраты на текущее содержание, а также безопасность движения поездов.
Материалы верхнего строения пути должны соответствовать технической документации – стандартам, техническим условиям, чертежам, а также пройти необходимые испытания и иметь сертификат соответствия или декларацию соответствия. Для отсечения некачественных материалов, повышения ответственности поставщиков и недопущения убытков как раз и должен обеспечиваться надёжный входной контроль на производственных базах ПМС.
В сентябре прошлого года на ПМС-111 сформировали оперативную рабочую группу по управлению программой поэтапного внедрения бережливого производства. В неё вошли главный инженер предприятия, ведущий инженер, дорожные мастера, снабженец, экономист и начальник техотдела. Все они прошли дистанционное обучение по теме «Применение элементов бережливого производства». Функции, задачи и направления работы группы были закреплены специальным положением.
Пилотный проект внедрения бережливого производства назвали «Усовершенствование проведения входного контроля материалов верхнего строения пути». А приоритетные направления его реализации определили следующие:
– усовершенствовать систему входного контроля;
– улучшить качество его проведения;
– сократить непроизводительные затраты времени;
– создать базу нормативной документации по проведению входного контроля для использования ПМС-111 в качестве полигона для обучения.
На первом этапе был проанализирован технологический процесс работы производственной базы ПМС. В итоге выявили целый ряд недостатков и непроизводительных потерь в действовавшей системе входного контроля (представлены на диаграмме).
«Входной контроль производился на четырёх производственных участках, на каждом отдельно: в цехе сборки путевой решётки, в цехе переборки решётки, на участке сборки стрелочных переводов и на участке складирования щебня, – рассказал главный инженер путевой машинной станции № 111 на станции Ростов-Ярославский Сергей Кириченко. – Причём измерения производились на участках, а их документирование и обработка данных – в конторе ПМС, что отнимало у персонала время на перемещения. Да и недостаток приборов не позволял качественно и быстро контролировать поступающие материалы на всех четырёх участках».
Рабочей группой была составлена и проанализирована карта текущего состояния процесса, а также карта его целевого состояния.
Решено было создать единый участок проведения входного контроля поступающих материалов и оборудовать его всем необходимым. Этот участок разместили на базе таким образом, чтобы можно было быстро доставлять на него контрольные образцы материалов с каждого из четырёх производственных участков ПМС. Здесь сосредоточили техническую документацию, измерительные средства, журналы и акты по ведению входного контроля.
Создание такого участка легло в основу разработанной подпрограммы (на схеме) по снижению непроизводительных потерь при проведении входного контроля. Её реализация позволила минимизировать затраты на перемещение персонала, проведение замеров, ведение технической документации.
«В результате реализации проекта уменьшилось количество лишних перемещений персонала при проведении входного контроля материалов, сократилось время оформления документации, появилась возможность вести полноценное обучение персонала входному контролю, – резюмирует Сергей Кириченко. – Повысился и уровень контроля, что позволило исключить случаи использования некачественных материалов верхнего строения пути при производстве ремонтно-путевых работ. Именно инструменты бережливого производства позволили нам создать технологическую цепочку системной организации работ, навести порядок на рабочих местах и уйти от непроизводительных потерь».
По его словам, щебень, рельсы, шпалы, прокладки, болты, клеммы низкого качества теперь просто не попадают в путь. А вот до усовершенствования входного контроля такое вполне могло происходить.
«Но главное – сами люди стали понимать, что внедрение бережливого производства идёт во благо их самих, во благо предприятия. Им однозначно стало удобнее. Работникам теперь не надо носить на участки журналы, измерительные приборы, линейки, штангенциркули – все замеры выполняются и регистрируются в одной специально оснащённой комнате», – добавляет Сергей Кириченко.
Годовой экономический эффект от реализации проекта должен составить более 130 тыс. руб. Окончательные итоги ещё предстоит подвести, чтобы иметь веские основания для распространения опыта по организации входного контроля материалов среди предприятий Центральной дирекции по ремонту пути. Между тем на ПМС-111 уже начали внедрять технологию бережливого производства на участке по ремонту хоппер-дозаторных вагонов.
Картирование потока создания ценностей (до, после)
Снижение непроизводительных потерь при проведении входного контроля