Контейнерная «дочка» «Российских железных дорог» за несколько лет вырастила терминальную сеть, создала клиентскую базу и успешно вышла на IPO.
Предсказать потребности
Рынок железнодорожных контейнерных перевозок всегда был конкурентным, сейчас на нём оперирует несколько десятков компаний. «Конкуренция требует быть в форме, искать новые варианты работы с клиентами, повышать качество услуг и эффективность ценообразования, – говорит генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Пётр Баскаков. – Кроме железнодорожных операторов, на коротких маршрутах, до 2 тыс. км, серьёзную конкуренцию составляют автоперевозчики. Нашим основным преимуществом являются масштаб бизнеса и вертикальная интеграция терминальных и перевозочных активов».
«ТрансКонтейнер» стал одним из первых, кто предложил рынку комплексную логистическую услугу по доставке груза «от двери до двери» в сетевом масштабе. Пётр Баскаков рассказывает, что стратегия компании направлена на закрепление лидерских позиций и на рост операционной и финансовой эффективности.
Среди стратегических направлений роста компании развитие интермодальной и комплексной логистики, инвестиции в модернизацию и оптимизацию структуры парка подвижного состава и терминальной сети. Также предстоит увеличить в структуре парка число 80-футовых фитинговых платформ, развить перевозки в спецконтейнерах, модернизировать ключевые терминалы. Компания намерена укреплять своё присутствие в странах зарождения основных грузопотоков – Китае, Казахстане, Белоруссии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Европе. Сейчас дочерние и совместные предприятия, представительства и агентства ОАО «ТрансКонтейнер» расположены более чем в 20 государствах. Эффективность же управления подвижным составом будет совершенствоваться за счёт снижения порожних пробегов и роста оборачиваемости парка.
Точки входа
«Так как контейнерные перевозки тесно связаны с международной торговлей, расширение географического присутствия имеет большое значение для развития бизнеса», – подчёркивает генеральный директор компании. – Для «ТрансКонтейнера» особый интерес представляют страны, откуда в Россию идёт основной поток контейнеров, и транзитные страны».
Присутствие в точках входа на пространство колеи 1520 – один из стратегических приоритетов компании. За последние пять лет реализован крупный инвестиционный проект на терминале в Забайкальске, который ориентирован на растущий контейнеропоток из Китая. Взят в долгосрочную аренду терминал «Добра» на границе Украины и Словакии, обслуживающий контейнерные перевозки по пятому международному транспортному коридору. Приобретён контрольный пакет акций в казахстанском АО «КеденТрансСервис». Это оператор терминала в Достыке на границе с Китаем. Идут переговоры с белорусскими коллегами по поводу создания совместного предприятия в Бресте.
В 2007 году «ТрансКонтейнер» стал соучредителем совместных предприятий с финскими и германскими железными дорогами, ориентированных на организацию контейнерных перевозок со странами Западной Европы. В 2010 году появились «дочки» в Австрии и Южной Корее, открылось совместное предприятие с китайскими партнёрами. Конечно, поддержка ОАО «РЖД» зачастую имела решающее значение для реализации международных проектов компании, особенно в случаях, когда партнерами были зарубежные организации с госучастием, такие как железные дороги Китая или Казахстана.
Перевозки в импортном сообщении Пётр Баскаков назвал сложнейшими в плане конкурентной борьбы. По его словам, они и пострадали сильнее всего во время кризиса: в 2009 году общий объём контейнерных перевозок снизился на 22%, а импортных – упал на 45%. Высока конкуренция и в транзитных перевозках. «ТрансКонтейнер» в этом сегменте также столкнулся с падением спроса, но для компании это было менее болезненно, так как её бизнес был не настолько зависим от отдельных клиентов или маршрутов.
В течение 2009–2010 годов «ТрансКонтейнер» проводил сбалансированную ценовую политику, реализовал программу сокращения затрат, несколько сократил объём инвестпрограммы. Кризис стал катализатором более активной маркетинговой политики: были освоены перевозки новых типов контейнеропригодных грузов, таких как пиломатериалы, зерно, внедрены новые технологии перевозок в спецконтейнерах (термос-контейенры, опен-топы, флекситанки). В результате «ТранКонтейнер», в отличие от большинства конкурентов, оставался прибыльным даже в острую фазу кризиса.
«Сегодня контейнерный рынок полностью восстановился до предкризисного уровня, и мы не видим явных предпосылок для прихода в ближайшее время так называемой второй волны кризиса. Тем не менее урок прошлых лет усвоен, компания имеет план действий на случай любого развития событий», – говорит генеральный директор.
Нет малых клиентов
«За счёт комплексного подхода к организации контейнерных перевозок ОАО «ТрансКонтейнер» уверенно конкурирует с автоперевозчиками даже на маршрутах менее 1000 км», – считает Пётр Баскаков. – База компании насчитывает примерно 200 тыс. клиентов в России и за рубежом. Причём мы обслуживаем любые заявки – от физических лиц и предприятий малого бизнеса до крупных международных концернов, таких как Volkswagen, LG, Peugeot Citroen, «Русал».
«Объём и разнообразие клиентской базы требуют использования комплексного подхода к обслуживанию, широкой сети продаж, сочетания типовых транспортно-экспедиторских услуг и индивидуальных логистических решений, слаженной работы центрального офиса и филиалов», – рассказывает Пётр Баскаков.
Помогает вертикально интегрированная база активов, включающая свои платформы, контейнеры, терминальную сеть и автопарк.
В результате ОАО «ТрансКонтейнер» – единственный игрок на российском рынке, создавший налаженные логистические схемы по доставке контейнерного груза по железной дороге в любую точку страны.
Взгляд со стороны
«ТрансКонтейнер» одним из первых пригласил независимых директоров. Они сейчас возглавляют ключевые комитеты – по аудиту и по кадрам и вознаграждениям.
«Привлечённые топ-менеджеры вошли в состав совета директоров ОАО «ТрансКонтейнер» в 2008 году, менее чем через два года после начала самостоятельной хозяйственной деятельности. Одновременно с приходом новых акционеров в капитал компании, – говорит Пётр Баскаков. – Независимый взгляд и экспертиза со стороны людей, не связанных с кем-либо из акционеров, очень полезны при выработке сбалансированных управленческих решений. Они уже сыграли важную роль в успешном IPO компании, состоявшемся в 2010 году».
Продажа акций «ТрансКонтейнера» стала одним из немногих примеров успешных размещений российских компаний в 2010 году. Котировки, как правило, устойчиво держались выше цены размещения, несмотря на кризис.
«При публичном размещении ключевое значение имеют уровень корпоративного управления, информационная прозрачность, включая своевременную подготовку отчётности по МСФО, – отмечает директор компании по фондовому рынку и работе с инвесторами Андрей Жемчугов, – а главное – убедительная стратегия роста бизнеса и команда, которая в состоянии реализовать намеченные планы».
Судя по результатам IPO и динамике котировок, все эти условии были соблюдены.
Теперь, когда у ОАО «ТрансКонтейнер» несколько сотен акционеров, нужно находиться в постоянном диалоге с инвестиционным сообществом, обеспечивать обратную связь с руководством компании и предоставлять своевременную, полную и точную информацию, необходимую для принятия инвестиционных решений.