Дальневосточный регион обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов, земли, воды, территорий дикой природы, освоение которых определяет развитие важнейших отраслей экономики. Рациональное использование этих богатств может стать ключевым фактором изменения геополитического значения Востока России.
Основные конкурентные преимущества региона – это выгодное экономико-географическое положение, в том числе кратчайшие транспортные пути, протяжённая граница, базовая портовая инфраструктура. Кстати, порты Дальневосточного округа обеспечивают более 17% грузооборота всех морских портов страны. Основную роль играют три транспортных узла: Владивостокский, Находкинский и Ванинский.
Стоит сказать, в 2011 году положительные тенденции в экономике сохраняли спрос на транспортные услуги. Грузооборот, выполненный транспортным комплексом, вырос на 5% к уровню 2010 года. На Дальневосточной железной дороге перевозка грузов увеличилась на 3,4% и составила 64 млн тонн. Объём перевалки в портах вырос на 6,7% (до 125,3 млн тонн), в том числе на 10,9% по сухогрузам и на 1,6% по наливным грузам.
Таким образом, именно транспорт является импульсом дальнейшего социально-экономического развития и процветания территории. Он позволяет не только осуществлять масштабную разработку и транспортировку природных ресурсов. От надлежащего состояния и функционирования транспортной системы на Дальнем Востоке без преувеличения зависит нормальная и комфортная жизнедеятельность людей.
Там, где появляется дорога, строятся дома, порты, возводятся энергетические объекты, начинает действовать связь, оживают посёлки и города. Транспорт обеспечивает надёжное и бесперебойное сообщение между населёнными пунктами, соединяя отдалённые уголки Дальнего Востока с другими регионами.
Другая важная особенность транспортной системы Востока России – это транзитная составляющая, перевозка больших объёмов грузов в другие регионы. Но, к сожалению, транзитный потенциал Дальнего Востока используется не в полном объёме, а транзитные возможности в направлении АТР – Европа не используются совсем.
Создание современной транспортной сети с логистическими узлами позволит повысить интеграцию округа не только в Единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.
Времена меняются, и через десять – двадцать лет ДФО может стать центром экономической жизни России. В странах АТР сейчас идёт мощный подъём экономики. Округ в силу своего географического положения вовлечён в процесс сотрудничества со всеми государствами этого региона, а соответствующее развитие транспортной инфраструктуры будет способствовать более быстрой интеграции Дальнего Востока и всей России в АТР.
Снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортных коммуникаций для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны – один из важнейших стратегических приоритетов развития Дальнего Востока.
К сожалению, сегодня состояние транспортного комплекса является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии округа. Несмотря на то что Дальний Восток занимает значительную часть территории России, транспортная система здесь развита слабо.
Так, например, в округе недостаточно развита сеть автомобильных дорог. Протяжённость автомобильных трасс – общего пользования и ведомственных – с твёрдым покрытием составляет лишь 9,5%. Плотность автодорог общего пользования с твёрдым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом на долю автотранспорта приходится более половины общего объёма перевозок по территории ДФО.
Схожая ситуация с железнодорожными сообщениями. Эксплуатационная длина путей общего пользования составляет всего 13,8% от эксплуатационной длины всех железных дорог России. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчёте на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране. Поэтому особое значение для Дальнего Востока имеет воздушный транспорт – в некоторых отдалённых районах округа он является незаменимым.
Правда, в последние годы выделяются немалые средства на строительство и реконструкцию федеральных автодорог, например, таких как трасса «Амур» (Чита – Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск – Владивосток), «Колыма» (Якутск – Магадан), «Лена» (Невер – Якутск). Идёт и развитие железных дорог. В настоящее время продолжается сооружение нового Кузнецовского тоннеля с подходами. Строится магистраль к Якутску, в планах проложить её до Магадана и Анадыря.
Базовыми транспортными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. С реализацией транспортного потенциала нашей территории связано их дальнейшее развитие.
В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссиб, пропускная способность которого составляет до 100 млн тонн в год. При этом Транссибирская магистраль практически исчерпала свои резервы для увеличения объёмов перевозок.
Принципиальное значение для региона имеет модернизация северного широтного хода или БАМа с одновременным развитием восточных портов. Уже сейчас реализация существующих инвестиционных проектов в ДФО требует увеличения пропускной и провозной способности БАМа с 12,5 млн тонн до 52 млн тонн к 2015 году. А по прогнозам экспертов, с учётом дальнейших планов и потребностей крупных грузоотправителей перевозки грузов в направлении Байкало-Амурской магистрали до 2030 года увеличатся до 100 млн тонн. Чтобы освоить данные объёмы, необходимо построить сплошной второй путь, открыть дополнительные станции, произвести электрификацию участков, приобрести новый подвижной состав.
По предварительной оценке, необходимый объём инвестиций только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (с учётом пополнения подвижного парка) составляет до 2015 года более 400 млрд руб., а до 2030 года – около 1,1 трлн руб.
Все эти мероприятия капиталоёмкие, чтобы их осуществить, нужна поддержка государства. По поручению премьер-министра России Владимира Путина создана рабочая группа по подготовке технического задания на разработку этого проекта.
Проведение коренной модернизации Байкало-Амурской магистрали создаст условия для многократного роста объёмов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона. А развитие территорий, прилегающих к БАМу, позволит не только вовлечь в оборот дополнительные ресурсы, но и создать новые рабочие места, сформировать новый пояс экономического развития на Востоке России.
Вместе с тем затягивание реализации мероприятий, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа, может существенно отодвинуть сроки осуществления заявленных и планируемых к реализации инвестиционных проектов.
Если не будет такого мегапроекта, Дальнему Востоку дальше развиваться будет крайне сложно.
Справка
Дальневосточный федеральный округ – это 6215,9 тыс. кв. км, или 36,4% территории России. В него входят девять субъектов: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.