Взаимодействие компании с органами власти, или, как принято его называть, Government Relations (GR), сегодня является актуальной проблемой не только корпоративного, но и национального масштаба. Не случайно в марте президент Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минюсту подготовить предложения по формированию института лоббизма и внести их в президиум президентского Совета по противодействию коррупции до 1 декабря 2012 года.
Ведь в этом вопросе тонкая грань пролегает между отстаиванием конкретных экономических интересов компаний, лоббизмом, политическим спонсорством и коррупцией. Причём понимание того, что это принципиально разные вещи, сегодня есть на самом высоком уровне. Так, глава администрации президента России Сергей Иванов подчеркнул, что «лоббизм и коррупция – это совершенно разные вещи. В США профессиональный лоббизм процветает, но он цивилизованный. А у нас до сих пор лоббизм и взятка очень близко ассоциируются».
Действительно, США в деле придания процессам отстаивания интересов компаний на госуровне цивилизованной формы может служить примером. Формы и методы описаны, законодательные рамки установлены, статистика понятна и прозрачна. Так, в 2011 году американские железнодорожные компании потратили на услуги лоббистов $45,7 млн. И расходы эти росли на протяжении многих лет. Только за пятилетку с 2004 по 2009 год их объём увеличился вдвое. Причём лоббирование усилилось во время мирового финансового кризиса.
Впрочем, есть и обратные примеры. Недавно немецкий госконцерн Deutsche Bahn, тративший немалые средства на спонсорство различных партийных мероприятий, заявил о полном отказе от этой практики. Причём глава компании Рюдигер Грубе сделал это публично. Это вовсе не означает, что у немецких железнодорожников нет острых проблем, нуждающихся в решении на властном уровне. Просто последние события в ФРГ, в результате которых вынужден был уйти в отставку уличённый в недобросовестных отношениях с бизнесом президент страны, создают серьёзную угрозу репутации Deutsche Bahn.
Но у GR есть и другой аспект. Выстраивание системы взаимоотношений с органами власти внутри любой компании является не менее сложной задачей. Практика того, что конструктивное общение с органами госвласти – это компетенция первых лиц, давно ушла в прошлое. Сегодня GR – это прежде всего решение комплекса проблем, справиться с которыми может только профессиональная команда. В этой связи можно говорить и о серьёзной аналитической работе, постоянном мониторинге законодательства и последствий принятия тех или иных решений, создании позитивного имиджа компании в органах власти и ещё множестве глобальных и технологических вопросов. Причём работа эта ведётся не только в Кремле, на Краснопресненской набережной, на Охотном Ряду и Большой Дмитровке, где расположены высшие органы госвласти страны. Интересы компании должны быть верно доведены и умело продвинуты в парламентах субъектов Федерации и у глав регионов или муниципалитетов.
Единого рецепта построения сложнейшего комплекса, которым для любой крупной компании является GR, просто не может быть. Отраслевая специфика и связанные с ней вопросы госрегулирования, различный уровень регионального присутствия и, соответственно, взаимодействия с властью на местах, а иногда и масштабные интересы за пределами страны не позволяют унифицировать эту деятельность и следовать стандартизированным правилам. Но учитывать чужой опыт в сфере взаимодействия с органами госвласти, безусловно, нужно. Как и выстраивать методологически и организационно единую GR-систему внутри компании.
Понимая важность и сложность построения взаимоотношений с органами власти, «Пульт управления» обратится к теме GR.