Связь (или, как говорят специалисты, информационно-коммуникационные услуги) уже стала базовой ценностью. Речь идёт о такой потребности, от которой мы уже не можем отказаться, как не можем обойтись без воздуха, пищи или воды.
Развитие сетей напрямую связано с развитием инфраструктуры – дорожных сетей и сетей энергоснабжения. Ведь большинство магистральных линий построены вдоль автомобильных (и/или железнодорожных) магистралей на собственных опорах или опорах линий электропередачи, в полосах отводов.
Строительство сетей подвижной радиотелефонной связи – непростая задача, если нет возможности организовать подъездные пути (технологические дороги) к антенно-мачтовым сооружениям. А без возможности обеспечить объекты «энергетикой» оказание услуг невозможно.
Больше того, связь стала крайне необходимым элементом любой транспортной системы. Не надо далеко ходить за примером. Удачное сотрудничество с Минтрансом и РЖД позволило реализовать проект Чита – Хабаровск.
Инициатором проекта в 2010 году стал премьер-министр России Владимир Путин. Его реализация продолжалась в течение всего минувшего года.
Ведущие телекоммуникационные операторы подтвердили готовность до начала 2012 года обеспечить полное покрытие трассы «Амур» мобильной связью. В проекте участвовали не только сотовые компании, но и представители энергетических структур, дорожно-строительных организаций, профильных ведомств, региональных органов власти. Ведь решение поставленной задачи связано со множеством вопросов, касающихся не только работы самих систем связи, например выделением земельных участков под базовые станции сотовых операторов, подводом электроэнергии, строительством подъездных путей. Мы смогли обеспечить связью трассу «Амур» в столь короткие сроки благодаря успешному сотрудничеству. Ведь для обеспечения подвижной радиотелефонной связью трассы Чита – Хабаровск необходимо 140 базовых станций, из них 102 были возведены в рамках этого проекта. С Минтрансом России решались вопросы строительства подъездных путей к объектам связи, расположенным вдоль автодороги, и логистики (доставка конструкций антенно-мачтовых сооружений на место сборки и строительства). С РЖД – вопросы обеспечения электропитанием 32 объектов. Была откорректирована нормативно-правовая база по использованию полосы отвода для строительства инженерных коммуникаций и о компенсационных выплатах операторам связи при переносе (переустройстве) инженерных коммуникаций.
Сегодня можно оценить не просто масштаб этого проекта, но и тот факт, что его реализация потребовала от специалистов различных компаний и большого числа государственных ведомств кооперации для достижения общей цели. Как о примере такого подхода можно рассказать о сотрудничестве сотовых операторов, которые, по сути, являются конкурентами. Если в других регионах страны каждый из них использует свои вышки и свое «железо», то на трассе «Амур» задействованы общие платформы, стандарт которых был заранее согласован. Это решение позволило снизить капиталовложения в проект каждого из участников более чем в полтора раза.
Другой пример – решение вопросов, связанных с энергообеспечением новых объектов связи. Не скрою, это была одна из наиболее трудоёмких задач, если учесть удалённость некоторых участков трассы от населённых пунктов, а также все сложности, вызванные географическими и климатическими особенностями региона прохождения дороги. Организацию электропитания в проекте «Амур» обеспечили не только энергетические компании, но и ОАО «РЖД», которое предоставило доступ к своим объектам. Это всё примеры эффективной кооперации.
Решение задачи по обеспечению мобильной связью автотрассы «Амур» стало не просто прецедентом в истории отрасли связи, транспортной индустрии, но и новым этапом в их развитии. Реализация этого проекта приблизила Дальний Восток к европейским стандартам доступности телекоммуникационных услуг. Но не только. Проект на трассе «Амур» является одним из звеньев построения системы мобильности в широком смысле этого слова.
Подобным же образом можно обеспечивать связью железнодорожные магистрали. Особенно актуально это для дорог, пролегающих в отдалённых регионах страны, в том числе и на строящихся магистралях.
Кстати, в декабре прошлого года между компаниями «РЖД», «МегаФон», «Скоростные магистрали» и «Русские Башни» был подписан «Меморандум о сотрудничестве в области развития услуг подвижной радиотелефонной связи».
Первый этап проекта предполагает, что беспрерывная связь в стандарте 3G и возможность пользоваться Интернетом в сети Wi-Fi в поездах «Сапсан» на участке Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород появится до 31 марта 2012 года.
БИОГРАФИЯ
Щёголев Игорь Олегович
Министр связи и массовых коммуникаций РФ.
Окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза и факультет германистики Лейпцигского университета.
В 1988–1993 годах работал редактором Главной редакции иностранной информации ТАСС. В 1993–1997 годах – корреспондентом ИТАР – ТАСС в Париже (Франция).
С 1998 года – заместитель начальника Управления правительственной информации (УПИ) аппарата Правительства РФ, после занимал должность пресс-секретаря председателя Правительства РФ, а в дальнейшем возглавил УПИ. С 1999 года – советник председателя Правительства РФ.
В 2000–2002 годах возглавлял Управление пресс-службы Президента РФ. В 2002–2008 годах был руководителем протокола Президента РФ.
С 2008 года занимает пост министра связи и массовых коммуникаций РФ.