Единственной торговой структурой, способной вести полноценное обслуживание покупателей в масштабах всей страны после развала СССР, осталось дочернее общество ОАО «РЖД» – ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ЖТК). ОАО не только сохранило свои сети торговли и общественного питания, обслуживающие десятки удалённых регионов, но и смогло остаться прибыльным при доступных для потребителей ценах и приемлемом ассортименте и уровне сервиса.
По словам первого заместителя генерального директора ЖТК Александра Кузьмина, компания является, по сути, единственной в стране торговой структурой, которая сохранила свою сеть и свою устойчивую клиентуру ещё с советских времён.
Акционерное общество «Железнодорожная торговая компания» было создано в 2007 году на базе дорожных центров рабочего снабжения – филиалов ОАО «РЖД». Основными видами деятельности компании остались розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, общественное питание, оказание различных видов услуг, связанных с торговым обслуживанием населения. Но сохранился и социально-технологический заказ со стороны ОАО «РЖД» на организацию торгового обслуживания железнодорожников и членов их семей. ЖТК должна обспечивать всем необходимым жителей линейных железнодорожных станций, разъездов, блокпостов и других объектов железнодорожного транспорта, а также организовывать горячее питание в производственных столовых, с выездом на плановые ремонтно-восстановительные, аварийно-восстановительные работы.
Кроме того, «дочка» следит за организацией питания в домах отдыха локомотивных бригад, за обеспечением молоком сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда. Обеспечивает питание детских оздоровительных лагерей в период летнего отдыха детей.
«Разумеется, в ходе реформирования холдинга у нас тоже произошли перемены, мы существенно изменили формы работы. Но главное осталось – это наша общая политика по обеспечению товарным и продуктовым снабжением дальних станционных объектов, расположенных на сети ОАО «РЖД». Мы смогли сохранить свою основную функцию – обеспечение питанием и снабжением железнодорожников непосредственно по месту их работы. Причём в любых местах работы железнодорожников и в любое время суток. Тем самым мы обеспечиваем поддержку перевозочного процесса ОАО «РЖД», – отмечает Александр Кузьмин.
Система организации торговли и общественного питания должна быть органично вписана в технологию перевозочного процесса. Сложившаяся схема обеспечения услугами общественного питания и торговли ОАО «РЖД» не только позволяет соблюдать единый стандарт качества питания и услуг, но и решает большие социальные задачи. Например, по организации торговли на мелких линейных станциях, где живут только железнодорожники, члены их семей и пенсионеры. Как правило, тоже бывшие железнодорожники.
«Мы сумели обуздать резкое повышение цен на товары, снизить стоимость обслуживания железнодорожников в рамках нашей сети. Учитываем и технологический аспект работы предприятий транспорта, исходя из которого мы выстраиваем нетипичный для нынешних сетей аспект – линейную торговлю, когда мы работаем на том поле, где вообще никто, кроме нас, не работает», – говорит господин Кузьмин.
В ближайшей перспективе ЖТК не намерена выстраивать свою работу по принципу классического ретейла.
«Это связано со специфическими характеристиками покупателей в наших магазинах, – отметил Александр Кузьмин. – Мы не можем позволить себе, в отличие от других компаний, бесконтрольное повышение цен либо резкое снижение ассортимента. Люди, которых мы обслуживаем, нередко не имеют других возможностей для покупок, кроме как через наши магазины. Это предъявляет к нам ряд требований по обеспечению лояльности к покупателям и удобству наших торговых точек для них. Наш покупатель, как правило, человек небогатый, и для него предпочтительнее рассчитываться наличными деньгами, а не электронной картой. Для нас это даёт возможность экономить деньги и, следовательно, снижать себестоимость и расценки продаваемых нами товаров. А вообще у нас большие планы и неплохие возможности, и они основываются на наших людях, квалифицированных и преданных своему делу специалистах, которые готовы в любое время, днём и ночью выполнять свои функции по обслуживанию железнодорожников».
И всё же ЖТК готовится модернизировать сеть. В частности, есть новый проект – создание на месте старых, нередко уже ветхих торговых точек модульных павильонов, которые можно быстро и сравнительно недорого установить и при этом обеспечить приемлемый комфорт как для покупателей, так и для продавцов. Сегодня такие павильоны «обкатываются» в пилотном формате на ряде отдалённых участков Северной железной дороги. «На СЖД есть немало таких станций и посёлков, куда никакая крупная торговая сеть ещё долго не придёт, потому что таких размеров прибыли, как в крупных городах, там ждать не приходится, – говорит директор Ярославского филиала ОАО «ЖТК» Лидия Богомолова. – Нет больших объёмов оборота, доходы у людей ограниченные, а завоз любого товара обойдётся недёшево. Но в то же время мы не можем оставлять железнодорожников без снабжения. Причём ассортимент у нас практически не отличается от сетевых магазинов, работающих в крупных городах. Мы предоставляем возможность приобретать не только типовой ассортимент товаров, но и заказывать что-либо в индивидуальном порядке, например, даже на самых дальних станциях магистрали у железнодорожников всегда есть возможность заказать свежие овощи и фрукты».
ЖТК, конечно же, использует в перевозках возможности материнской компании. «В частности, на СЖД для снижения расходов на доставку применяется схема восполнения издержек, которые мы несём на содержание наших торговых объектов и развитие сети, – отметила Лидия Соколова. – Но только в той их части, которая не перекрывается нашей прибылью. Для этого мы в постоянном режиме оцениваем свои доходы и, исходя из этого, ежегодно заключаем трёхсторонний договор между нами, дорогой и ОАО «РЖД» на оплату издержек. Это и позволяет нам не только поддерживать достойный ассортимент и доступные для железнодорожников цены, но и развивать наши точки, модернизировать их».
Руководитель Сибирского территориального отделения Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук уверен, что основной задачей ЖТК в обозримой перспективе останется социальное обеспечение железнодорожников, работающих на удалённых от крупных центров участках.
«Железнодорожная торговая компания, по сути, обслуживает те объекты, где невозможны рыночные отношения, – подчеркнул он. – Поэтому и схема их работы может выстраиваться лишь на базе совмещения интересов с акционером – ОАО «РЖД», для которого проще обеспечить определённые компенсации, чем иметь проблемы с привлечением и удержанием на отдалённых отделениях своих сотрудников. Но что касается государственного участия в этой работе, в том числе и нашего агентства, то я в этом смысла не вижу».
Любопытно, что заместитель Сургутского филиала ООО «Газпромтранс» Иван Павленко считает, что услуги ЖТК будут ещё долго востребованы на всей сети ОАО «РЖД». Он отметил, что подобная практика обеспечения товарами своих сотрудников типична для многих российских крупных компаний, работающих в регионах с ограниченной транспортной доступностью.
«У «Газпрома» есть схожая по своим задачам с ЖТК структура – компания «Газторг», которая обеспечивает товарами работников на буровых, в вахтовых посёлках, – подчеркнул Иван Павленко. – Это неизбежно, потому что российские сетевые торговые компании идут только туда, где им гарантирована прибыль в размере не менее 100%. А если до посёлка или станции трудно добраться, там ограниченный спрос в силу доходов жителей и их количества, то там их ждать не стоит. Поэтому пока альтернативы ОАО «ЖТК» в том сегменте, где оно работает, я не вижу».
Сетевые ретейлерские структуры в сегмент ЖТК из-за сложностей не спешат. Начальник отдела по общим связям ООО «Реал-Гипермаркет» Елена Асанова заявила, что компании формата ЖТК не являются конкурентами для классических ретейлеров.
«Мы не работаем на площадях меньше 10 тыс. кв. м, а для ЖТК приемлема площадь и в 500 м, а то и меньше, – подчеркнула она. – Какая здесь может быть конкуренция? Да, данная компания может получать поддержку ОАО «РЖД». Зато мы можем предоставить, поскольку не связаны с холдингами, многообразие услуг, гибкую ценовую политику, возможность индивидуального подхода к клиенту. Поэтому конкуренции со стороны торговых структур, пусть даже связанных с такой сильной организацией, как ОАО «РЖД», мы не боимся».
В ДОСЬЕ
Общая численность работников ОАО «ЖТК» составила на конец 2011 года более 11 000 человек. Объём договоров с ОАО «РЖД» у компании в 2011 году превысил 1,5 млрд руб. Прибыль от продаж за первое полугодие составила более 200 млн руб., из них по выполнению социально-технологического заказа – около 40 млн руб., доля выручки от него в общем объёме составила 52%.