Пожалуй, самым принципиальным проектом компании на внешних рынках является план продления широкой колеи из России через Братиславу до Вены. В мае 2011 года ОАО «РЖД» и «Австрийские железные дороги» подписали соглашение о сотрудничестве, один из пунктов которого предусматривает разработку подробных предложений по финансированию и реализации этого проекта, а также создание бизнес-модели и маркетинговой стратегии для новой ширококолейной линии и терминалов. В 2010 году международная консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants завершила предпроектное исследование, которое показало: строительство новой линии позволит к 2050 году привлечь на маршрут от 16 до 24 млн тонн дополнительных грузов. Экономические преимущества от реализации проекта получат 33 страны Восточной и Центральной Европы, Центральной Азии и Дальнего Востока. Срок доставки товаров из Азии в Западную Европу снизится до 15 суток, а маршрут составит конкуренцию морской доставке товаров из Азии в Европу. Результаты предпроектных исследований рассматривают страны – участницы проекта: Россия, Австрия, Словакия и Украина.
Важной частью железнодорожного маршрута, связывающего Европу и Азию, стал реконструированный участок Транскорейской магистрали, по которому в октябре 2011 года от северокорейского порта Раджин до российской приграничной станции Хасан прошёл демонстрационный поезд. На участке Раджин – Туманган (граница с Россией) уложена новая совмещённая колея (1520 мм и 1435 мм) длиной 32 км, на 20 км выполнен капитальный ремонт пути, уложены стрелочные переводы и дополнительные приёмо-отправочные пути, реконструирован ряд станций. Началась работа в тоннелях, протянуты магистральные линии связи и электрической централизации, восстановлены водоотводные сооружения. В порту Раджин будет построен грузовой терминал. На первом этапе по реконструированному участку Транскорейской железной дороги поедет экспортный уголь. Вслед за этим планируется организация контейнерных перевозок из стран АТР.
Ещё одно направление международной деятельности ОАО «РЖД» – участие в развитии железнодорожной инфраструктуры Монголии. Правда, на сегодняшний момент нерешённость ряда вопросов с монгольской стороны сдерживает реализацию запланированных проектов.
Напомним, в марте 2011 года конкурсная заявка консорциума (в него, помимо РЖД, входят Сибирская угольная компания, а также ряд корейских и японских компаний) на разработку угольного месторождения «Таван Толгой» прошла предварительную квалификацию. Условия конкурса предполагают не только разработку самого месторождения, но и строительство железнодорожной линии стандарта 1520 мм от месторождения до города Сайшанд с примыканием к существующей сети АО «Улан-Баторская железная дорога». Конкурентным преимуществом заявки российско-корейско-японского консорциума является обеспечение транспортно-логистической цепочки доставки монгольского угля потенциальным потребителям. Консорциум предлагает модернизировать инфраструктуру УБЖД и гарантирует льготные тарифы на транзитные перевозки угля по железной дороге.
В июле 2011 года правительство Монголии решило отдать консорциуму с участием РЖД 36% месторождения (40% должно было достаться альянсу, возглавляемому China Shenhua Energy, 24% – американской Peabody Energy). Но в сентябре Совет по национальной безопасности Монголии не одобрил это соглашение, решив пересмотреть параметры сделки. По сообщению The Wall Street Journal, Монголия намеревается возобновить переговоры с потенциальными участниками проекта в ближайшее время. Издание ссылается на одного из монгольских чиновников, который заявил, что переговоры планируется завершить к июню следующего года, когда в стране пройдут парламентские выборы.
Особое внимание ОАО «РЖД» уделяет развитию транспортного коридора «Север – Юг». Компания заинтересована в привлечении грузопотока на это направление, значительная часть которого приходится на железные дороги России (33–53% в зависимости от маршрута). В феврале 2011 года ОАО «РЖД» подписало трёхсторонний меморандум с ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и «Иранскими железными дорогами» (RAI) о совместной реализации проекта строительства железнодорожной линии Решт – Астара (Иран – Азербайджан) протяжённостью 171,9 км. В рамках проекта решено создать совместное предприятие, которое займётся разработкой бизнес-плана проекта. А тремя годами ранее ОАО «РЖД» подготовило технико-экономическое обоснование строительства линии Решт – Астара (иранская) – Астара (азербайджанская) протяжённостью 171,9 км, в том числе по территории Азербайджана – 8,3 км. Согласно ТЭО, возможная загрузка новой линии составит 9 млн тонн в 2015 году и более 19 млн тонн к 2030 году.
Пожалуй, самым сложным для компании оказался ливийский проект. Стремительная смена власти в этой стране заставила свернуть работу и эвакуировать сотрудников, строивших железную дорогу Сирт – Бенгази. РЖД не получили компенсации за понесённые расходы и приобретённое оборудование на общую сумму около 20 млрд руб. В тот момент целый ряд экспертов критиковали РЖД за участие в рискованных проектах. Однако ставить крест на инвестициях пока рано. По словам сотрудников компании, представители Управления железных дорог Ливии выходят с предложениями о возобновлении строительства. Вернутся ли транспортные строители в Африку и на каких условиях – пока предмет для переговоров.
Не первый год РЖД сотрудничают с «Иранскими железными дорогами». Компания практически завершила электрификацию 48-километрового участка иранских железных дорог Тебриз – Азаршахр. А в феврале 2011 года ОАО «РЖД» получило приглашение от иранской стороны принять участие в электрификации железнодорожной линии Тегеран – Бафк.
Список международных проектов компании не является закрытым. Так, недавно РЖД представили проект по строительству дороги на острове Калимантан в Индонезии. Трасса протяжённостью 300 км должна соединить северные районы Центрального Калимантана с восточным побережьем острова. Специалистами ОАО «РЖД» разработано предварительное ТЭО проекта и трассировка. Компания выразила заинтересованность в получении генерального подряда на проектирование, строительство и эксплуатацию новой дороги.
Помимо собственных проектов за рубежом, ОАО «РЖД» оказывает техническую помощь зарубежным коллегам в реализации их собственных инфраструктурных проектов. Так, в апреле 2011 года компания пообещала сербским железнодорожникам оказать техническую помощь в проектировании при реконструкции железнодорожной линии Панчево – Белград.
Владимир Кондратьев, руководитель Центра промышленности и инвестиций Института мировой экономики и международных отношений:
– ОАО «РЖД» выбрало правильную стратегию по реализации комплексных инфраструктурных проектов за рубежом, особенно на «пространстве 1520». Создание железнодорожной инфраструктуры в соседних с Россией странах может привлечь на российские железные дороги дополнительные грузопотоки и усилить международную экономическую интеграцию. Можно только приветствовать участие РЖД в составе консорциума в конкурсе по освоению угольных месторождений в Монголии. Использование зарубежных ресурсов – проверенная стратегия, которой пользуются в том числе Китай и США для развития своего промышленного потенциала.